Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте - Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста

Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста

Привязанность – чувство, основанное на симпатии, преданности; чувство близости к кому-либо. В рамках неопсихоаналитических трактовок привязанность рассматривается в связи с понятием зависимости вследствие инфантильной беспомощности или невротической фиксации на родителях, а процесс взросления —как движение от инфантильной зависимости к системе привязанности зрелой личности.

Зависимость - повышенная привязанность ребенка ко взрослому. Различают инструментальную и эмоциональную зависимость. Понятие зависимости разрабатывалось в рамках неопсихоанали­тического подхода к интерпретации взаи­моотношений ребенка раннего возраста с матерью. Индивид ведет себя зависимым образом каждый раз, когда показывает, что другие люди как таковые удовлетворя­ют и подкрепляют его. В американской психологии акцентируется стремление ребенка к вниманию, близости и одобре­нию взрослых как самостоятельная по­требность, а не путь к удовлетворению других потребностей. В понятие зависимости включаются поиски фи­зического контакта; стремление быть по­близости; поиски внимания; поиски оцен­ки и одобрения; протест против разлуки; поиск помощи; задавание вопросов — хотя мотивы двух последних видов поведе­ния трудно толковать однозначно. Крите­рием может служить тот факт, что “зави­симый” ребенок в действительности не нуждается в помощи или информации са­мих по себе, и они служат ему лишь сред­ством для контактов со взрослыми.

Основные проблемы, которые рассмат­риваются в связи с зависимым поведени­ем:

1) значение социальных и индивидуальных характери­стик матери и ребенка для развития зависимости;

2) особенности диадического общения: стиль взаимоотноше­ний матери и ребенка, собственная актив­ность ребенка и его воздействие на мать;

3) как мать понимает ребенка, и как ребенок управляет поведением матери;

4) проблемы разлуки с матерью;

5) харак­тер привязанности, влияющий на развитие зависимого поведения.

Зависимость порождает у ребенка реактивное поведение – поведение как реакция на внешние стимулы (при обращении другого человека, воздействиях внешних обстоятельств), в отличие от инициативного поведения, осуществляемого по внутреннему побуждению субъекта.

Преоблада­ние реактивного поведения над инициативностью характерно для детей с педагогической запущеннос­тью, растущих в условиях дефицита обще­ния. Реактивное поведение также может быть симптомом некоторых психических заболеваний.


Оглавление
Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы