Психологические методы обеспечения эффективности обучения - Характеристика памяти как процесса

Характеристика памяти как процесса

Запоминание тесно связано с деятельностью субъекта, оно опосредствуется пониманием, осознанием значимости тех или иных фактов для дея­тельности.

В повседневной жизни запоминание есть процесс организо­ванного заучивания. Аналогичным образом воспроизведение есть не только и не столько непроизвольное вспоминание, сколько це­ленаправленный процесс припоминания. Как показывают экспе­риментальные данные, даже сохранение - это не пассивное хра­нение материала, не простая его консервация, а динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала.

Мнемические действия. Экспериментальные исследования В.Д.Шадрикова и Л.В.Черемошкиной позволяют выделить следующие основные мнемиче­ские приемы, а точнее, системы или совокупности действий, вы­ступающие в качестве мнемических приемов, или способов запо­минания:

- группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т.д.);

- выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, циф­ровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незнакомые и малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся выражения, эмоциональная реакция субъекта и т.д.);

- план – совокупность опорных пунктов;

- классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе оп­ределенных общих признаков;

- структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутренне­го строения запоминаемого;

- схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах, или упрощенного представ­ления запоминаемой информации;

- аналогия – установление сход­ства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий;

- мнемотехнические приемы – совокупность готовых, из­вестных способов запоминания;

- перекодирование – вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в об­разной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических и других признаков;

- достраивание запоми­наемого материала и привнесение в запоминаемое субъектом: ис­пользование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам (метод локальной привязки, или метод мест);

- серийная органи­зация материала – установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т.д.;

- ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположности;

- повторение – сознательно контролируемые и неконтролируе­мые процессы циркуляции информации.

Последнее целесообразно выделить в качестве отдельного способа запоминания, учитывая его универсальность и фундаментальность.

Перечисленные выше мнемические приемы реализуются дей­ствиями, в которые входят: категоризация; выделение групп и оснований их выделения; отражение условий запоминания и вос­произведения; принятие решения (выделение оперативной едини­цы запоминания и воспроизведения); антиципация; формирование представления о программе запоминания и воспроизведения (план); выделение межгрупповых связей в запоминаемой информации; выделение внутригрупповых связей; выделение связей запоминаемого материала с известным, воображаемым, представляемым и т.п.; контроль процесса запоминания и воспроизведения через оценку параметров результата; коррекция.

В реальном процессе запоминания эти мнемические действия тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом.

Этапы запоминания. Многочисленные опыты показыва­ют, что запоминание осуществляется не мгновенно. Во-первых, необходимо определенное время для закрепления внешнего воз­действия в памяти, т.е. необходимо, чтобы циркуляция нервных импульсов, вызванная стимулом, продолжалась определенное вре­мя; во-вторых, существуют два отдельных этапа в обработке ин­формации, поступающей в мозг. В течение первого этапа, исчис­ляемого десятками секунд, происходит формирование следа раз­дражителя. Во время второго, длящегося около часа, образуется специальный механизм, позволяющий извлекать информацию, закрепленную на первом этапе.


Оглавление
Оглавление
Психологические методы обеспечения эффективности обучения
Модель деятельности школьного психолога
Школьная прикладная психодиагностика
Психокоррекционная работа, принципы ее реализации и организация в школе
Консультирование и просвещение школьников
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Консультирование и просвещение родителей
Социально диспетчерская работа
Взаимодействие ребенка и школы
Понятие статуса школьника и его психологическое содержание
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника и место психолога в их поддержании
Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему
Индивидуальные особенности внимания
Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)
Организация урока и внимание
Внимание и интерес
Управление вниманием
Формирование мотивации внимания
Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе
Формирование устойчивости внимания и колебания внимания
Внимание и возраст
Формирование произвольного внимания
Воспитание внимательности на уроке
Внимательность как качество личности
Методы и приемы психологического воздействия на восприятие школьника в учебном процессе
Восприятие школьника в учебном процессе
Общая характеристика восприятия
Характеристика восприятия как познавательной дея­тельности
Учет индивидуальных различий в характере восприятия
Учет процессуальных характеристик и способов восприятия пространства
Учет индивидуальных различий восприятия трехмерно­го и двухмерного пространства
Учет различных видов восприятия
Учет индивидуальных различий в восприятии и оценке времени
Формирование мотивации восприятия
Использование апперцепции
Особенности формирования предмета и фона восприятия
Учет общих закономерностей развития восприятия и перцептивных действий
Учет возрастных особенностей восприятия
Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва
Сущность и виды памяти
Характеристика памяти как процесса
Возможные отклонения в развитии памяти школьников
Учет индивидуальных различий в скорости запомина­ния и прочности сохранения
Учет мнемических данных в процессе преподавания
Организация заучивания материала на уроке
Развитие памяти
Формирование мотивации на запоминание
Установка на запоминание
Привлечение внимания и уровни бодрствования
Роль оценочной деятельности педагога в организации запоминания
Методы и приемы психологического воздействия на представления и воображения школьника в учебном процессе
Сущность представлений и воображения и их классификация
Характеристика процесса представления
Возможные отклонения в развитии представлений и воображения школьников
Диагностика способностей представления и воображения
Процедуры диагностики способностей представления и воображения
Учет индивидуальных различий в процессах представлений
Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лений
Устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов
Индивидуальный подход к проверке правильности представлений
Индивидуализация процесса формирования образов
Учет индивидуальных различий в содержании образов
Организация процессов представления и воображения на уроке
Мотивации и воображение
Влияние восприятия на характер представления и воображения
Субъективность вторичных образов
Средства наглядности и наглядность представлений
Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения
Сущность мышления
Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния
Возможные отклонения в развитии мышления школьников
Мотивация мышления
Формирование цели мышления
Формирование готовности к мышлению
Рефлексивная регуляция
Формирование системы знаний и критериев понимания
Контроль и самоконтроль
Активность мышления
Мотивационно-личностная сфера школьника
Возможные отклонения в развитии мотивационно-личностной сферы школьника
Все страницы