Психологические методы обеспечения эффективности обучения - Формирование мотивации внимания

Формирование мотивации внимания

Избирательное отношение личности к окружающему определяется, прежде всего, особенностями ее мотивационной сферы. Соответствующую направленность вниманию придает напряжение тона или иной потребности. Голодный обращает внимание на все имеющее отношение к пище, усталый – на место, где можно отдохнуть. Динамика потребностных состоя­ний в немалой степени определяет и динамику внимания. Крайне напряженная потребность замыкает мир на себя. Любовные пе­реживания подростка или юноши могут оттеснить на время бук­вально все, включая учебу. Особую роль в жизни человека зани­мает познавательная потребность, на которой основан прогресс науки, увлеченное познание нового. Она проявляется в виде любо­знательности, любопытства, исследовательской деятельности.

Важный фактор внимания – отношение к объекту познания, практической деятельности. Интересное, увлекательное дело захватывает человека даже помимо его желания. Неинтересное, нелюбимое дело вынуждает быть не внимательным. Ученик, выпол­няющий домашнее задание по нелюбимому предмету, будет ис­кать любой повод, чтобы отвлечься от работы.

Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю педагогики, вплоть до сегодняшне­го дня. Начавшаяся перестройка средней и высшей школы упира­ется в тяжелейшую проблему – снижение интереса к учению, престижности и авторитета образования. Пробудив интерес к чему-то, мы одновре­менно пробуждаем и внимание. Интерес к учебному предмету позволяет привлечь внимание к тому, что выходит за рамки пред­писанного программой.

Своеобразный фактор внимания – установка, т.е. неосозна­ваемая готовность воспринимать предметы и явления действитель­ности (или действовать с ними) определенным образом. Личностные установки – это своего рода субъективные фильтры, про­пускающие в сознание одни факты и задерживающие другие. Отрицательные установки, связанные с личностью учителя, могут заметно снизить действенность его слов и указаний. Примером влияния установки на направленность внимания может служить предвзятость или идеализация в отношении других людей. В од­ном случае отрицательная установка ведет к непроизвольному фиксированию внимания на недостатках, тогда как даже бесспорные положительные качества могут просто не замечаться. В другом – картина обратная: чрезмерная фиксация внимания на достоинствах приводит к их переоценке, мешает увидеть недо­статки и слабости человека. Поразительным примером служит слепая материнская любовь.

На избирательность внимания оказывают влияние и некоторые другие факторы, например профессиональные привычки: войдя в учительскую, мы привычно бросаем взгляд на доску объявле­ний, машинально поправляем речевые ошибки собеседника, хотя это и не всегда уместно.


Оглавление
Оглавление
Психологические методы обеспечения эффективности обучения
Модель деятельности школьного психолога
Школьная прикладная психодиагностика
Психокоррекционная работа, принципы ее реализации и организация в школе
Консультирование и просвещение школьников
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Консультирование и просвещение родителей
Социально диспетчерская работа
Взаимодействие ребенка и школы
Понятие статуса школьника и его психологическое содержание
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника и место психолога в их поддержании
Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему
Индивидуальные особенности внимания
Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)
Организация урока и внимание
Внимание и интерес
Управление вниманием
Формирование мотивации внимания
Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе
Формирование устойчивости внимания и колебания внимания
Внимание и возраст
Формирование произвольного внимания
Воспитание внимательности на уроке
Внимательность как качество личности
Методы и приемы психологического воздействия на восприятие школьника в учебном процессе
Восприятие школьника в учебном процессе
Общая характеристика восприятия
Характеристика восприятия как познавательной дея­тельности
Учет индивидуальных различий в характере восприятия
Учет процессуальных характеристик и способов восприятия пространства
Учет индивидуальных различий восприятия трехмерно­го и двухмерного пространства
Учет различных видов восприятия
Учет индивидуальных различий в восприятии и оценке времени
Формирование мотивации восприятия
Использование апперцепции
Особенности формирования предмета и фона восприятия
Учет общих закономерностей развития восприятия и перцептивных действий
Учет возрастных особенностей восприятия
Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва
Сущность и виды памяти
Характеристика памяти как процесса
Возможные отклонения в развитии памяти школьников
Учет индивидуальных различий в скорости запомина­ния и прочности сохранения
Учет мнемических данных в процессе преподавания
Организация заучивания материала на уроке
Развитие памяти
Формирование мотивации на запоминание
Установка на запоминание
Привлечение внимания и уровни бодрствования
Роль оценочной деятельности педагога в организации запоминания
Методы и приемы психологического воздействия на представления и воображения школьника в учебном процессе
Сущность представлений и воображения и их классификация
Характеристика процесса представления
Возможные отклонения в развитии представлений и воображения школьников
Диагностика способностей представления и воображения
Процедуры диагностики способностей представления и воображения
Учет индивидуальных различий в процессах представлений
Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лений
Устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов
Индивидуальный подход к проверке правильности представлений
Индивидуализация процесса формирования образов
Учет индивидуальных различий в содержании образов
Организация процессов представления и воображения на уроке
Мотивации и воображение
Влияние восприятия на характер представления и воображения
Субъективность вторичных образов
Средства наглядности и наглядность представлений
Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения
Сущность мышления
Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния
Возможные отклонения в развитии мышления школьников
Мотивация мышления
Формирование цели мышления
Формирование готовности к мышлению
Рефлексивная регуляция
Формирование системы знаний и критериев понимания
Контроль и самоконтроль
Активность мышления
Мотивационно-личностная сфера школьника
Возможные отклонения в развитии мотивационно-личностной сферы школьника
Все страницы