Психологические методы обеспечения эффективности обучения - Формирование системы знаний и критериев понимания

Формирование системы знаний и критериев понимания

Мышление невозможно без знаний. Известный педагог и психо­лог П.П.Блонский писал, что “пустая голова не рассуждает”. Для того чтобы мышление было продуктивным, знания должны быть определенным образом организованы в систему.

Ребенок начинает приобретать знания в дошкольный период в процессе действий с предметами, общения со взрослыми и свер­стниками, получения информации из передач радио, телевидения. В ходе школьного обучения он овладевает основами наук, усваи­вает научные понятия, знакомится с существенными характери­стиками предметов и явлений. Важно, чтобы в ходе обучения у ребенка произошла интеграция систем знаний на основе научных представле­ний. Если этого не произойдет, то у него будут сосу­ществовать житейские, донаучные представления, применимые лишь к ограниченному кругу явлений, а научные понятия оста­нутся оторванными от личного опыта (и поэтому формальными), школьник будет испытывать затруднения при практическом их использовании, они будут быстро забываться.

Необходимо отметить, что сама система знаний, подлежащих усвоению, должна проектироваться исходя из целей обучения. В результате обучения должна быть сформирована картина мира, чтобы знания стали не “багажом”, как часто говорят, а мировоззрением, убеждениями ученика.

Для того, чтобы знания действительно стали достоянием учащегося, превратились в его убеждения необходимо, чтобы усваиваемое связывалось с мотивационной сферой личности, чтобы у ученика возникло эмоциональное отношение к действительности и к знаниям, в которых эта действительность отражается.

От педагога требуется специальная работа по обобщению знаний, выделению главного, по формированию чет­кой иерархии понятий. Здесь многое зависит и от самого ученика, от его умения организовать свое понимание. Например, многие учащиеся полагают, будто для понимания, скажем, тек­ста учебника достаточно этот текст прочесть несколько раз. А в психологии разработаны методы, которые позволяют облегчить, организовать понимание: это методы смыслового анализа текста.

Для того чтобы материал был хорошо усвоен, необходимо его понять. Часто используется пересказ учащимся того, что было усвоено. Однако пересказа бывает недостаточно (по рассказу трудно бывает судить, что и как понято), поэтому используют постановку вопросов, по ответам на которые судят о понимании. Поскольку существует опасность того, что материал, особенно словесный, будет без достаточного понимания усвоен, полезно использовать пересказ своими словами (при этом реко­мендуется видоизменять формулировку мыслей, переконструи­ровать текст, излагать в сжатом виде и т.п.). Эффективным сред­ством проверки понимания является самопостановка вопросов учащимися и ответов на эти вопросы.

Таким образом, критериями понимания школьником учебного материала могут выступать пересказ школьником учебного материала своими словами, самопостановка учащимися вопросов и формулировка ответов на них, выполнение действий в соответствии с понятым материалом. Понимание может проявляться в слове и в действии. Критерием понимания могут также являться действия, которые должен выполнить учащийся в соответствии с понятым материа­лом. Полезно разработать систему практических заданий, кото­рые позволят выявить, насколько понят материал (стандартизо­ванные задания можно рассматривать как тесты понимания). Важно использовать оба критерия понимания, поскольку меж­ду ними возможны расхождения. Следовательно, критерием по­нимания является сочетание словесного объяснения и фактического выполнения действий.


Оглавление
Психологические методы обеспечения эффективности обучения
Модель деятельности школьного психолога
Школьная прикладная психодиагностика
Психокоррекционная работа, принципы ее реализации и организация в школе
Консультирование и просвещение школьников
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Консультирование и просвещение родителей
Социально диспетчерская работа
Взаимодействие ребенка и школы
Понятие статуса школьника и его психологическое содержание
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника и место психолога в их поддержании
Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему
Индивидуальные особенности внимания
Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)
Организация урока и внимание
Внимание и интерес
Управление вниманием
Формирование мотивации внимания
Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе
Формирование устойчивости внимания и колебания внимания
Внимание и возраст
Формирование произвольного внимания
Воспитание внимательности на уроке
Внимательность как качество личности
Методы и приемы психологического воздействия на восприятие школьника в учебном процессе
Восприятие школьника в учебном процессе
Общая характеристика восприятия
Характеристика восприятия как познавательной дея­тельности
Учет индивидуальных различий в характере восприятия
Учет процессуальных характеристик и способов восприятия пространства
Учет индивидуальных различий восприятия трехмерно­го и двухмерного пространства
Учет различных видов восприятия
Учет индивидуальных различий в восприятии и оценке времени
Формирование мотивации восприятия
Использование апперцепции
Особенности формирования предмета и фона восприятия
Учет общих закономерностей развития восприятия и перцептивных действий
Учет возрастных особенностей восприятия
Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва
Сущность и виды памяти
Характеристика памяти как процесса
Возможные отклонения в развитии памяти школьников
Учет индивидуальных различий в скорости запомина­ния и прочности сохранения
Учет мнемических данных в процессе преподавания
Организация заучивания материала на уроке
Развитие памяти
Формирование мотивации на запоминание
Установка на запоминание
Привлечение внимания и уровни бодрствования
Роль оценочной деятельности педагога в организации запоминания
Методы и приемы психологического воздействия на представления и воображения школьника в учебном процессе
Сущность представлений и воображения и их классификация
Характеристика процесса представления
Возможные отклонения в развитии представлений и воображения школьников
Диагностика способностей представления и воображения
Процедуры диагностики способностей представления и воображения
Учет индивидуальных различий в процессах представлений
Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лений
Устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов
Индивидуальный подход к проверке правильности представлений
Индивидуализация процесса формирования образов
Учет индивидуальных различий в содержании образов
Организация процессов представления и воображения на уроке
Мотивации и воображение
Влияние восприятия на характер представления и воображения
Субъективность вторичных образов
Средства наглядности и наглядность представлений
Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения
Сущность мышления
Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния
Возможные отклонения в развитии мышления школьников
Мотивация мышления
Формирование цели мышления
Формирование готовности к мышлению
Рефлексивная регуляция
Формирование системы знаний и критериев понимания
Контроль и самоконтроль
Активность мышления
Мотивационно-личностная сфера школьника
Возможные отклонения в развитии мотивационно-личностной сферы школьника
Все страницы