Психологические методы обеспечения эффективности обучения - Формирование устойчивости внимания и колебания внимания

Формирование устойчивости внимания и колебания внимания

Внимание человека необычайно подвижно, его невозможно остановить или задержать. Хотя мы и употребляем выражения “задержать”, “остановить внимание”, это означает в действительности движение внимания в едином направлении. Сохранить внимание можно только, пере­мещая его в русле определенной познавательной деятельности. Ребенку очень быстро надоедает рассматривать рису­нок или картину, знатоки же приходят в картинную галерею, чтобы провести часы перед любимой картиной. Она не наскучи­вает им, поскольку настоящее произведение искусства таит массу неизведанного. Противостоять распространенной ныне информа­ционной пресыщенности может культура интеллекта и чувств, когда человек отыскивает в обыденном все новые и новые сторо­ны, обнаруживает вопросы и загадки там, где поверхностный ум видит лишь давно известное.

Существенное влияние на устойчивость внимания оказывают сложность и напряженность деятельности. В некоторых видах профессий даже кратковременное отвлечение внимания может привести к серьезным, а то и трагическим последствиям. Однако чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать обратные результаты, так как возрастание напряжения внимания приведет к увеличению количества ошибок и ошибочных действий. Существует индивидуальный предел надежности действий в на­пряженной обстановке. Отдельные ученики во время ответствен­ной контрольной работы показывают существенно худшие резуль­таты, чем в спокойной обстановке.

В разных видах профессиональной деятельности существуют специальные приемы и методы снижения напряженности внима­ния, повышения надежности трудовой деятельности: взаимный контроль, повторение команд (помощник машиниста повторяет команды машиниста, летчик – авиадиспетчера) и др. Особые приемы, позволяющие снять излишнее напряжение внимания и избежать досадных ошибок, применяются в различных видах проверочного или контрольного чтения.

Нельзя сохранить внимание учеников, держа класс в напряже­нии все сорок пять минут урока. Это невозможно да и не нужно. Сохраняя об­щее направление, внимание периодически усиливается и ослабева­ет. Не случайно учитель-мастер, подняв класс на вершину напря­женнейшего размышления, даст затем незаметную передышку, займет учеников более легкой работой, пошутит и снова поведет за собой к вершинам познания. Чередование напряжения и расслабления – обязательное условие устойчивости внимания.

При длительной сложной работе необходима периодическая разрядка, своего рода взбадривание внимания, перемена деятель­ности. Чем младше ученик, тем слабее его силы и чаще требуется помощь его вниманию.

Устойчивости внимания свойственна определенная динамика. Исследования различных видов напряженной интеллектуальной деятельности показывают, что высший пик работоспособности достигается лишь спустя некоторое время, когда завершится период врабатываемости. Вначале, когда интеллектуальные меха­низмы еще не настроены, опасность ошибок особенно велика. Об­легчает втягивание в работу своего рода интеллектуальная раз­минка, когда несложные упражнения, занимательные вопросы облегчают переход к наиболее сложной и ответственной части работы.

Но в любом случае, как показывают исследования процесса утомления, наблюдаются малые и большие циклы снижения уров­ня внимания - в начале и конце урока, в начале и конце рабочего дня, рабочей недели, выявлены даже сезонные циклы.

В исследованиях контрольного проверочного чтения в учебной и профессиональной деятельности, предъявляющего особые тре­бования к устойчивости внимания, выявлены условия, повышаю­щие эффективность работы:

1. Простое повторение контрольного чтения без перерыва при­водит к значительному количеству ошибок.

2. Снятие привыкания к тексту достигается также обновлени­ем графического воспроизведения: перепечатка на машинке, пе­реписка заново от руки.

3. Очень трудно, практически невозможно одновременно контролировать различные стороны текста: смысловую, грамматическую, стилистическую, композиционную.

4. Высокое качество проверочного чтения сложного текста до­стигается при его контроле двумя или тремя разными людьми, к примеру, автором, редактором, корректором.


Оглавление
Психологические методы обеспечения эффективности обучения
Модель деятельности школьного психолога
Школьная прикладная психодиагностика
Психокоррекционная работа, принципы ее реализации и организация в школе
Консультирование и просвещение школьников
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Консультирование и просвещение родителей
Социально диспетчерская работа
Взаимодействие ребенка и школы
Понятие статуса школьника и его психологическое содержание
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника и место психолога в их поддержании
Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему
Индивидуальные особенности внимания
Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)
Организация урока и внимание
Внимание и интерес
Управление вниманием
Формирование мотивации внимания
Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе
Формирование устойчивости внимания и колебания внимания
Внимание и возраст
Формирование произвольного внимания
Воспитание внимательности на уроке
Внимательность как качество личности
Методы и приемы психологического воздействия на восприятие школьника в учебном процессе
Восприятие школьника в учебном процессе
Общая характеристика восприятия
Характеристика восприятия как познавательной дея­тельности
Учет индивидуальных различий в характере восприятия
Учет процессуальных характеристик и способов восприятия пространства
Учет индивидуальных различий восприятия трехмерно­го и двухмерного пространства
Учет различных видов восприятия
Учет индивидуальных различий в восприятии и оценке времени
Формирование мотивации восприятия
Использование апперцепции
Особенности формирования предмета и фона восприятия
Учет общих закономерностей развития восприятия и перцептивных действий
Учет возрастных особенностей восприятия
Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва
Сущность и виды памяти
Характеристика памяти как процесса
Возможные отклонения в развитии памяти школьников
Учет индивидуальных различий в скорости запомина­ния и прочности сохранения
Учет мнемических данных в процессе преподавания
Организация заучивания материала на уроке
Развитие памяти
Формирование мотивации на запоминание
Установка на запоминание
Привлечение внимания и уровни бодрствования
Роль оценочной деятельности педагога в организации запоминания
Методы и приемы психологического воздействия на представления и воображения школьника в учебном процессе
Сущность представлений и воображения и их классификация
Характеристика процесса представления
Возможные отклонения в развитии представлений и воображения школьников
Диагностика способностей представления и воображения
Процедуры диагностики способностей представления и воображения
Учет индивидуальных различий в процессах представлений
Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лений
Устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов
Индивидуальный подход к проверке правильности представлений
Индивидуализация процесса формирования образов
Учет индивидуальных различий в содержании образов
Организация процессов представления и воображения на уроке
Мотивации и воображение
Влияние восприятия на характер представления и воображения
Субъективность вторичных образов
Средства наглядности и наглядность представлений
Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения
Сущность мышления
Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния
Возможные отклонения в развитии мышления школьников
Мотивация мышления
Формирование цели мышления
Формирование готовности к мышлению
Рефлексивная регуляция
Формирование системы знаний и критериев понимания
Контроль и самоконтроль
Активность мышления
Мотивационно-личностная сфера школьника
Возможные отклонения в развитии мотивационно-личностной сферы школьника
Все страницы