Психологические методы обеспечения эффективности обучения - Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)

Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)

Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объек­тивная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности. Сбор объективной информации об особенностях внимания мо­жет основываться на не экспериментальных методах, доступных любому думающему психологу и педагогу, а методах экспериментальных, предъявляющих более строгие требования к процедуре исследо­вания.

Среди не экспериментальных методов главный – наблюдение. Эффективность наблюдения существенно повышается при исполь­зовании программы наблюдения, выделении поведенческих при­знаков изучаемого явления, систематичности наблюдения. Надеж­ность выводов и оценок возрастает при обобщении результатов наблюдений за данным человеком, проведенных в различных ситуациях разными людьми. Это могут быть, например, данные наблюдений, полученные родителями, учителями отдельных пред­метов, пионервожатой, руководителем спортивной секции или кружка. Наблюдение за проявлением основных свойств внимания об­легчает использование так называемых “жизненных показате­лей внимания”– тех особенностей деятельности и поведения, в которых наиболее ярко проявляются изучаемые свойства.

Об устойчивости внимания ученика судят по ответам на следующие вопросы:

• Внимательно ли он работает в течение всего урока, учебного дня или к концу его внимание очень заметно снижается?

• Может ли он долго работать, когда включено радио или шу­мят товарищи?

• Может ли ученик долго обдумывать в деталях какой-то вопрос или же быстро отвлекается?

• Когда преимущественно появляются ошибки в письменных, контрольных работах – в начале их, в конце или распределены равномерно?

• Нравится или раздражает длительная напряженная работа?

Для получения характеристики концентрации внимания можно использовать следующие вопросы:

• Может ли ученик полностью углубиться в работу или посто­янно отвлекается?

• Часто ли встречаются ошибки “из-за невнимательности” в письменных работах или при выполнении домашних заданий?

• Часто ли встречаются у ученика “глупые” ошибки при работе у доски, особенно если в классе стоит шум?

• Замечает ли ученик свои или чужие ошибки при проверке?

• Может ли качественно выполнять работу с мелкими деталя­ми, не вызывает ли она раздражения?

Об особенностях распределения внимания судят по отве­там на следующие вопросы:

• Легко или с трудом ученику удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окру­жающим и т.п.?

• Параллельное выполнение нескольких дел раздражает ученика или, наоборот, доставляет удовольствие, делает жизнь насыщен­нее и интереснее?

• В театре или в кино внимание ученика приковано только к действиям героя или же ему удается заметить значительное ко­личество второстепенных для развития сюжета деталей?

• Легко ли воспринимаются и запоминаются учеником дополни­тельные разъяснения и беглые замечания преподавателей?

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по следующим признакам:

• Насколько быстро ученик переходит от одного занятия к другому?

• Насколько легко ученик начинает новое дело, втягивается в работу или же это дается ему с большим трудом?

• Легко ли замечает появление новых деталей окружающей об­становки, даже небольшие изменения привычных обстоятельств?

• Может ли он быстро закончить какое-либо занятие или по­стоянно возвращается к нему мысленно, теряется при неожидан­ном сообщении, что время работы истекло?

Разумеется, проявления этих признаков зависят от ситуации, состояния человека, его отношения к работе, учителю. Они будут показательными лишь в том случае, если встречаются у школьни­ка достаточно часто. Кроме того, внешние проявления внимания бывают обманчивы. Например, в классе стоит полная тишина, и учитель думает, что все его внимательно слушают, а ученики дружно подсчитывают, сколько раз он употребит на уроке свое “любимое” слово. Или, наоборот, учителю кажется, что ученик за­нят посторонним делом, а он внимательно слушает, рисуя что-то на листе бумаги или крутя в руках карандаш, и это дело только помогает ему сосредоточиться.

Использование экспериментальных методов дает возможность повысить точность оценки интересующих нас свойств внимания, многократно проверить полученные данные. С экспериментальны­ми методами изучения внимания можно подробнее познакомиться в специальной психологической литературе.


Оглавление
Оглавление
Психологические методы обеспечения эффективности обучения
Модель деятельности школьного психолога
Школьная прикладная психодиагностика
Психокоррекционная работа, принципы ее реализации и организация в школе
Консультирование и просвещение школьников
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Консультирование и просвещение родителей
Социально диспетчерская работа
Взаимодействие ребенка и школы
Понятие статуса школьника и его психологическое содержание
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника и место психолога в их поддержании
Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему
Индивидуальные особенности внимания
Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)
Организация урока и внимание
Внимание и интерес
Управление вниманием
Формирование мотивации внимания
Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе
Формирование устойчивости внимания и колебания внимания
Внимание и возраст
Формирование произвольного внимания
Воспитание внимательности на уроке
Внимательность как качество личности
Методы и приемы психологического воздействия на восприятие школьника в учебном процессе
Восприятие школьника в учебном процессе
Общая характеристика восприятия
Характеристика восприятия как познавательной дея­тельности
Учет индивидуальных различий в характере восприятия
Учет процессуальных характеристик и способов восприятия пространства
Учет индивидуальных различий восприятия трехмерно­го и двухмерного пространства
Учет различных видов восприятия
Учет индивидуальных различий в восприятии и оценке времени
Формирование мотивации восприятия
Использование апперцепции
Особенности формирования предмета и фона восприятия
Учет общих закономерностей развития восприятия и перцептивных действий
Учет возрастных особенностей восприятия
Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва
Сущность и виды памяти
Характеристика памяти как процесса
Возможные отклонения в развитии памяти школьников
Учет индивидуальных различий в скорости запомина­ния и прочности сохранения
Учет мнемических данных в процессе преподавания
Организация заучивания материала на уроке
Развитие памяти
Формирование мотивации на запоминание
Установка на запоминание
Привлечение внимания и уровни бодрствования
Роль оценочной деятельности педагога в организации запоминания
Методы и приемы психологического воздействия на представления и воображения школьника в учебном процессе
Сущность представлений и воображения и их классификация
Характеристика процесса представления
Возможные отклонения в развитии представлений и воображения школьников
Диагностика способностей представления и воображения
Процедуры диагностики способностей представления и воображения
Учет индивидуальных различий в процессах представлений
Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лений
Устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов
Индивидуальный подход к проверке правильности представлений
Индивидуализация процесса формирования образов
Учет индивидуальных различий в содержании образов
Организация процессов представления и воображения на уроке
Мотивации и воображение
Влияние восприятия на характер представления и воображения
Субъективность вторичных образов
Средства наглядности и наглядность представлений
Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения
Сущность мышления
Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния
Возможные отклонения в развитии мышления школьников
Мотивация мышления
Формирование цели мышления
Формирование готовности к мышлению
Рефлексивная регуляция
Формирование системы знаний и критериев понимания
Контроль и самоконтроль
Активность мышления
Мотивационно-личностная сфера школьника
Возможные отклонения в развитии мотивационно-личностной сферы школьника
Все страницы