Психологические методы обеспечения эффективности обучения - Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния

Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния

В настоящее время на смену догматическому обучению пришло объяснительно-иллюст­ративное обучение. При объяснительно-иллюстративном обучении резко увеличива­ется объем сведений, сообщаемых ученикам, повышается актив­ность учащегося (в силу необходимости делать выводы, обобще­ния, решать различные задачи и т.п.), сущест­венно возрастает роль мышления. При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интере­сы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования творческого мышления учащихся.

Современные представления о роли мышления уча­щихся в учебной деятельности претерпевают определенные изменения. До сих пор нередко полагают, будто педагог должен сообщить ученику какие-то сведения (со­держание), а ученик должен это содержание усвоить. Возникает, таким образом, впечатление, будто учитель, сфор­мировав содержание, “вкладывает” его в головы учеников, т.е. активной стороной в обучении является учитель, а на долю уче­ника остается лишь воспринять, усвоить, а затем воспроизвести это содержание. Тогда, преподавание, усвоение, воспроизведе­ние в той или иной форме – основные этапы в обучении. Часто сам учебный процесс строится в соответствии с этой схемой, и не приходится удивляться, что его эффективность оказывается невысокой. В действительности эта схема неточна, так как не учитывает психологических механизмов учения.

Согласно фундаментальному принципу отечественной психологии, развитие психики происходит в деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.). Поскольку целью и результатом учебной деятельности является изменение самого действующего субъекта – ученика (развитие его способностей, овладение способами действия и т.д.), то представления о процессе обучения должны существенно измениться. Наиболее существенными особенностями учебного процесса, построенного в соответствии с этим принципом, являются:

•       во-первых, изменяется понимание роли учителя в учебном процессе. В его функции входит не только донести до учащихся необходимое для усвоения содержание, но и создать условия для возникновения деятельности учения (и в первую очередь сформировать у учащегося адекватную цель деятельности), организовать и управлять познавательной (или практической) дея­тельностью учащегося, контролировать и оценивать его резуль­таты.

Очень распространенной ошибкой ученика является формаль­ное усвоение текста, тогда как смысл учения состоит в воссо­здании (с опорой на текстовое описание на основе “опыта в широком смысле”) того, что подлежит усвоению (текст, при этом, является лишь средством описания). Таким образом, мышление в учебной деятельности проявляет­ся в первую очередь как понимание учебного материала.

• во-вторых, поскольку активной стороной в обучении выступа­ет сам учащийся (как субъект учения), то для правильной орга­низации учебной деятельности необходимо, чтобы у школьника сформировалась адекватная цель деятельности. В формировании цели деятельности ученика важная роль принадлежит общению педагога и учащегося. Следовательно, роль мышления ученика в учебном процессе не исчерпывается активной работой с содержа­нием усваиваемого материала, но необходима работа мышления, связанного с постановкой целей (целеполаганием) в учеб­ной деятельности.

• в-третьих, для успешной реализации учебной деятельности нужно не только активно работать с материалом, понимать его, ориентироваться в его логике, уметь ставить оптимальные цели своей деятельности, но и владеть приемами управления деятель­ностью, самоконтроля, саморегуляции, что невозможно без анализа закономерностей самой деятельности. Иными словами, в учебной деятельности необходимо такое мышление, которое в психологии называют рефлексией.

• в-четвертых, учебная деятельность предполагает, что учащий­ся, для того чтобы овладеть необходимым содержанием, спосо­бами действий, будет решать разного рода задачи и проблемы. При этом этапами решения проблемной ситуации будут выступать – осознание ситуации; перевод в задачу путем выделения того, что известно и что неизвестно; ограничение зоны поиска на основе представлений о типе задачи; формирование гипотезы; проверка гипотезы и реализация решения. Решение проблем и задач – еще одно важное проявление мышле­ния учащегося в учебном процессе.

Таким образом, в качестве педагогических функций мышления школьника будут выступать – понимающая, как раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности; решение проблем и задач как способ преодоления затруднений; целеобразование как процесс порождения образов будущего результата действий; рефлексивная как направленность на осмысление самого процесса мышления. Они проявляются в учебной деятельно­сти и в понимании учебного материала, и в решении разнообраз­ных задач и проблем, и в постановке целей, и в рефлексивной регуляции.


Оглавление
Психологические методы обеспечения эффективности обучения
Модель деятельности школьного психолога
Школьная прикладная психодиагностика
Психокоррекционная работа, принципы ее реализации и организация в школе
Консультирование и просвещение школьников
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Консультирование и просвещение родителей
Социально диспетчерская работа
Взаимодействие ребенка и школы
Понятие статуса школьника и его психологическое содержание
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника и место психолога в их поддержании
Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему
Индивидуальные особенности внимания
Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)
Организация урока и внимание
Внимание и интерес
Управление вниманием
Формирование мотивации внимания
Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе
Формирование устойчивости внимания и колебания внимания
Внимание и возраст
Формирование произвольного внимания
Воспитание внимательности на уроке
Внимательность как качество личности
Методы и приемы психологического воздействия на восприятие школьника в учебном процессе
Восприятие школьника в учебном процессе
Общая характеристика восприятия
Характеристика восприятия как познавательной дея­тельности
Учет индивидуальных различий в характере восприятия
Учет процессуальных характеристик и способов восприятия пространства
Учет индивидуальных различий восприятия трехмерно­го и двухмерного пространства
Учет различных видов восприятия
Учет индивидуальных различий в восприятии и оценке времени
Формирование мотивации восприятия
Использование апперцепции
Особенности формирования предмета и фона восприятия
Учет общих закономерностей развития восприятия и перцептивных действий
Учет возрастных особенностей восприятия
Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва
Сущность и виды памяти
Характеристика памяти как процесса
Возможные отклонения в развитии памяти школьников
Учет индивидуальных различий в скорости запомина­ния и прочности сохранения
Учет мнемических данных в процессе преподавания
Организация заучивания материала на уроке
Развитие памяти
Формирование мотивации на запоминание
Установка на запоминание
Привлечение внимания и уровни бодрствования
Роль оценочной деятельности педагога в организации запоминания
Методы и приемы психологического воздействия на представления и воображения школьника в учебном процессе
Сущность представлений и воображения и их классификация
Характеристика процесса представления
Возможные отклонения в развитии представлений и воображения школьников
Диагностика способностей представления и воображения
Процедуры диагностики способностей представления и воображения
Учет индивидуальных различий в процессах представлений
Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лений
Устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов
Индивидуальный подход к проверке правильности представлений
Индивидуализация процесса формирования образов
Учет индивидуальных различий в содержании образов
Организация процессов представления и воображения на уроке
Мотивации и воображение
Влияние восприятия на характер представления и воображения
Субъективность вторичных образов
Средства наглядности и наглядность представлений
Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения
Сущность мышления
Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния
Возможные отклонения в развитии мышления школьников
Мотивация мышления
Формирование цели мышления
Формирование готовности к мышлению
Рефлексивная регуляция
Формирование системы знаний и критериев понимания
Контроль и самоконтроль
Активность мышления
Мотивационно-личностная сфера школьника
Возможные отклонения в развитии мотивационно-личностной сферы школьника
Все страницы