Психологические методы обеспечения эффективности обучения - Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога

Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога

Рассмотрение психолого-педагогического статуса школьника в характеристиках основных его блоков позволяет уточнить параметры деятельности школьного психолога.

Первый блок социальные особенности среды обучения, воспитания и развития. В него входят объективные характеристики положения школьника в различ­ных системах значимых для него социальных отношений, та­ких, как:

• положение школьника в системе внутрисемейных от­ношений (тип семьи, ее количественный состав, воз­растные и образовательные характеристики членов семьи, характер деятельности членов семьи и др.);

• положение школьника в системе социально-экономи­ческих отношений (материальная обеспеченность, со­циально-бытовые условия);

• положение школьника в системе внутригрупповых от­ношений со сверстниками (социально-психологический статус в группе, предписанные роли, наличие близких друзей).

В целом содержание данного блока можно охарактеризо­вать как потенциальное влияние социальной среды на психо­логическое состояние и перспективы развития школьника. Необходимо отметить, что сбор и хранение такой информации о детях является важным делом, однако совершенно не обяза­тельно он должен осуществляться психологом. Предпочтитель­нее передать эти функции социальному работнику, социаль­ному педагогу или обученному освобожденному воспитателю.

Второй блок – особенности познавательной деятельности школьников. Он включает в себя пока­затели уровня развития важнейших когнитивных функций и особенностей познавательной деятельности школьников, пре­жде всего связанных с учебной деятельностью. Всего выде­ляются 4 группы таких показателей:

• соотношение уровня умственного развития школьника и возрастной нормы;

• соотношение уровня развития когнитивных процессов и педагогических требований (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения и т.д.). Конкретно изучаются такие когнитивные показатели, как уровень произволь­ности когнитивных процессов, сформированность важ­нейших для данного возраста видов мышления и ум­ственных действий, уровень речевого развития, уро­вень развития психомоторики;

• индивидуальные особенности познавательной деятель­ности школьника, такие, как, например, особенности и преобладающий тип памяти, мышления и внимания и др.;

• умственная работоспособность и темп умственной де­ятельности.

Первые две характеристики носят критериальный харак­тер. Они ориентированы на сравнение реального уровня раз­вития и состояния когнитивной сферы школьника с некоторы­ми системами требований.

Третий и четвертый показатели данного блока характери­зуют познавательную деятельность школьника с точки зрения ее индивидуальных содержательных и психодинамических осо­бенностей.

Третий блок – особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми, прежде всего, под­разумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (наличие противоречивых мотивов) и особеннос­ти личностных свойств. В этот блок входят следующие показатели:

• наличие учебной мотивации и ее конкретное содержа­ние (познавательный, социальный, позиционный и др. мотивы учения);

• ведущий тип мотивационной регуляции учебной дея­тельности - достижение успеха, избегание неудачи;

• конфликтность мотивационной сферы (личностная тре­вожность);

• наличие выраженных личностных акцентуаций.

Таким образом, данный блок составляют, прежде всего, мотивационные особенности учебной деятельности школьников.

Четвертый блок – особенности системы от­ношений школьника к миру и самому себе. Блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником важнейших систем отношений: отношения со сверстниками; отношения в семье; отношения со значимыми взрослыми (педагогами); отношение к важнейшим видам деятельности (в школь­ной среде); отношение к себе.

Этот блок параметров является по сути дела субъективной стороной той системы социальных отношений, в которой фор­мируется и развивается школьник.

Пятый блок – особенности поведе­ния школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия. Здесь наиболее важны:

• характерологические особенности поведения и обще­ния, обусловленные психодинамическими свойствами нервной системы (такими, например, как сила, подвижность и уравновешенность и др.);

• поведенческие особенности, свидетельствующие о со­циально-психологической дезадаптации (неприспособ­ленности) школьника (например, уход от деятельнос­ти, нарушение общения со сверстниками и педагога­ми, замкнутость, эгоцентризм и т.д.).

Первая совокупность показателей ха­рактерологических особенностей поведения позволяет вы­делить и описать ряд особенностей поведения школьников, обусловленных психодинами­ческими свойствами их нервной системы. Вторая совокупность показателей носит критериальный характер. Они позволяют выделить группы детей, чье поведе­ние в том или ином значимом аспекте характеризуется дезадаптивными чертами.

Из анализа различной психолого-педагогической литературы можно выделить следующие группы характеристик, свидетельствующих о наличии признаков дезадаптации в поведении:

1. Нарушения общения со сверстниками и взрослыми: аг­рессивность, замкнутость и избегание контактов, недоверчи­вость и подозрительность, чрезмерная исполнительность и кон­формность, негативистическая демонстративность, конфликтность и обидчивость.

2. Низкая социальная нормативность поведения ребенка в школе, расторможенность влечений.

3. Двигательная расторможенность, неугомонность.

4. Депрессивность, астенизация, уход от деятельности.

5. Эмоциональная незрелость, психический инфантилизм.

6. Невротические проявления: плаксивость, нарушения речи, навязчивые идеи, движения или звуки, психосоматические проявле­ния и др.

Таким образом, основными параметрами психолого-педагогического статуса школьника являются характеристики, представленные в таблице 1, исследование которых школьным психологом является сутью его деятельности.

Таблица 1

Основные параметры психолого-педагогического статуса школьников

№ п\п

Название блока

Конкретные показатели данного блока

1

2

3

1

Социальные особенности среды обучения, воспитания и развития

•        положение школьника в системе социально-экономических отно­шений (материальная обеспеченность, социально-бытовые условия);

•        положение школьника в системе внутрисемейных отношений (тип семьи, ее количественный состав, возрастные и образовательные характеристики членов семьи, характер деятельности членов семьи и др.);

•        положение школьника в системе внутригрупповых отношений со сверстниками (социально-психологический статус в группе, пред­писанные роли, наличие близких друзей)

2

Особенности познаватель­ной деятельности

•        соотношение уровня умственного развития школьника и возрас­тной нормы;

•        соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноме­нов и педагогических требований (в данной школе, на данной сту­пени развития, в рамках данной программы обучения и т.д.). Кон­кретно подразумевается: уровень произвольности когнитивных про­цессов, сформированность важнейших видов мышления и умствен­ных действий, уровень речевого развития и развития тонкой моторики руки;

•        индивидуальные особенности познавательной деятельности школьника;

•        умственная работоспособность и темп умственной деятельности

3

Особенности мотивационно-личностной сферы

•        наличие учебной мотивации и ее конкретное содержание (познавательный, социальный, позиционный и др. мотивы учения);

•        ведущий тип регуляции учебной деятельности достижение успеха, избегание неудачи;

•        конфликтность мотивационной сферы (личностная тревожность);

•        наличие выраженных личностных акцентуаций

4

Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

•        отношения со сверстниками;

•        отношения в семье;

•        отношения со значимыми взрослыми (педагогами);

•        отношение к важнейшим видам деятельности (в школьной среде);

•        отношение к себе

5

Особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия

•        особенности поведения, обусловленные психодинамическими свой­ствами нервной системы: повышенная подвижность, высокая само­регуляция, медлительность, импульсивность, инертность и др.;

•        дезадаптивные поведенческие синдромы: уход от деятельности, нарушение общения со сверстниками и педагогами, низкая соци­альная нормативность поведения, двигательная расторможенность, депрессивность, эмоциональная незрелость, невротические прояв­ления

Все эти показатели должны войти в массовые диагностические обследования. В таком понимании психолого-педагогический статус школьника в его полном объеме – это некоторый ориентир для построения пе­дагогической и психологической работы: на что конкретно надо обратить внимание при организации психолого-педагогического воздействия. Что же касается непосредственных диагностичес­ких обследований, то в пределах статуса выделены ха­рактеристики, обязательные для выявления и анализа на эта­пе диагностического минимума, то есть определяемые для всех школьников определенной параллели. По этим характеристи­кам отслеживаются особенности развития, обучения, поведения и психи­ческого статуса детей и подростков на протяжении всего их школьного обучения. Они составляют основу психолого-педагогической карты школьника, которая представляет собой рабочий документ психолога, заполняемый на основе диагностического обследования школьников в критические периоды школьной жизни или личностного развития (как минимум 4 раза в течение 10-ти лет обучения).

В психолого-педагоги­ческую карту школьника включены следу­ющие характеристики его статуса:

1. Особенности познавательной сферы.

1.1. Соотношение уровня развития когнитивных про­цессов и феноменов педагогическим требованиям (на каждом этапе обучения в школе): произвольность психических процессов; развитие мышления; сформированность важнейших умственных действий; развитие речи; развитие психомоторики.

1.2. Умственная работоспособность и темп умствен­ной деятельности.

2. Особенности поведения и социализации школьников.

2.1. Во взаимодействии со сверстниками.

2.2. Во взаимодействии с педагогами.

2.3. Соблюдение социальных, внутригрупповых и эти­ческих норм поведения.

2.4. Произвольная саморегуляция поведения.

2.5. Активность и автономность поведения.

3. Особенности мотивационно-личностной сферы.

3.1. Наличие и характер учебной мотивации.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень личностной тревожности).

4. Особенности системы отношений к миру и самому себе.

4.1. Отношения со сверстниками.

4.2. Отношения с педагогами.

4.3. Отношение к ведущей социальной деятельности (учебе).

4.4. Отношение к себе.

Таким образом, представленные характеристики психолого-педагогического статуса школьника в их полном объеме выполняют функцию каталога наиболее вероятных причин тех затруднений в обуче­нии, поведении и психическом развитии, самочувствии, которые выявлены у ребенка. В свою очередь, характеристики статуса, не вошедшие в карту школьника и, соответственно, не выявляемые на этапе диагностического мини­мума, не должны оказаться вне поля внимания школьного психолога. Психолог обращается к их изучению и анализу в различных ситуациях.


Оглавление
Психологические методы обеспечения эффективности обучения
Модель деятельности школьного психолога
Школьная прикладная психодиагностика
Психокоррекционная работа, принципы ее реализации и организация в школе
Консультирование и просвещение школьников
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Консультирование и просвещение родителей
Социально диспетчерская работа
Взаимодействие ребенка и школы
Понятие статуса школьника и его психологическое содержание
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника и место психолога в их поддержании
Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему
Индивидуальные особенности внимания
Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)
Организация урока и внимание
Внимание и интерес
Управление вниманием
Формирование мотивации внимания
Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе
Формирование устойчивости внимания и колебания внимания
Внимание и возраст
Формирование произвольного внимания
Воспитание внимательности на уроке
Внимательность как качество личности
Методы и приемы психологического воздействия на восприятие школьника в учебном процессе
Восприятие школьника в учебном процессе
Общая характеристика восприятия
Характеристика восприятия как познавательной дея­тельности
Учет индивидуальных различий в характере восприятия
Учет процессуальных характеристик и способов восприятия пространства
Учет индивидуальных различий восприятия трехмерно­го и двухмерного пространства
Учет различных видов восприятия
Учет индивидуальных различий в восприятии и оценке времени
Формирование мотивации восприятия
Использование апперцепции
Особенности формирования предмета и фона восприятия
Учет общих закономерностей развития восприятия и перцептивных действий
Учет возрастных особенностей восприятия
Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва
Сущность и виды памяти
Характеристика памяти как процесса
Возможные отклонения в развитии памяти школьников
Учет индивидуальных различий в скорости запомина­ния и прочности сохранения
Учет мнемических данных в процессе преподавания
Организация заучивания материала на уроке
Развитие памяти
Формирование мотивации на запоминание
Установка на запоминание
Привлечение внимания и уровни бодрствования
Роль оценочной деятельности педагога в организации запоминания
Методы и приемы психологического воздействия на представления и воображения школьника в учебном процессе
Сущность представлений и воображения и их классификация
Характеристика процесса представления
Возможные отклонения в развитии представлений и воображения школьников
Диагностика способностей представления и воображения
Процедуры диагностики способностей представления и воображения
Учет индивидуальных различий в процессах представлений
Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лений
Устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов
Индивидуальный подход к проверке правильности представлений
Индивидуализация процесса формирования образов
Учет индивидуальных различий в содержании образов
Организация процессов представления и воображения на уроке
Мотивации и воображение
Влияние восприятия на характер представления и воображения
Субъективность вторичных образов
Средства наглядности и наглядность представлений
Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения
Сущность мышления
Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния
Возможные отклонения в развитии мышления школьников
Мотивация мышления
Формирование цели мышления
Формирование готовности к мышлению
Рефлексивная регуляция
Формирование системы знаний и критериев понимания
Контроль и самоконтроль
Активность мышления
Мотивационно-личностная сфера школьника
Возможные отклонения в развитии мотивационно-личностной сферы школьника
Все страницы