Психологические методы обеспечения эффективности обучения - Сущность мышления

Сущность мышления

Мышление – процесс сознательного отражения действительно­сти в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувствен­ному восприятию объекты (А.Н.Леонтьев).

Функции мышления достаточно многообразны. Если говорить о тех функциях мышления, которые реализуются в учебном про­цессе, то можно ограничиться выделением четырех основных:

Понимание – представляет собой раскрытие суще­ственного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо, достигаемое на основе связыва­ния понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта.

Решение проблем и задач. Мышление возникает в тех ситуациях, когда средства и способы деятельности, которыми располагает субъект, оказываются недостаточными для достиже­ния целей. Таким образом, в деятельности возникает затрудне­ние, разрыв, невозможность осуществлять ее известными способа­ми. Такая ситуация представляет собой проблему. Возникновение задачи (в отличие от проблемной ситуации) означает, что в ре­зультате анализа удалось хотя бы приблизительно и предвари­тельно выделить данное (известное, условие) и неизвестное (иско­мое, требование). В обычных учебных задачах такой предварительный анализ проделан составителем. Соотношение условий и требований позволяет наметить искомое (неизвестное), нахож­дение которого и является целью решения задачи.

Целеобразование – представляет собой процесс порождения новых целей в мышлении и деятельности человека.

Рефлексия – деятельность человеческого мышления, направленная на осмысление знания, анализ его со­держания и методов познания, своих действий, самопознание.

Конечно, выделение функций мышления является несколько условным. Так, например, понимание необходимо для решения задач; рефлексия является специфической разновидностью пони­мания и т.п. Мышление в любой его функции представляет собой изменение какого-то содержания, достигаемое с помощью различных приемов и операций, функционирование которых определяется целями и мотивами мышления. Поэтому в психологиче­ском анализе мышления полезно выделить три стороны мысли­тельной деятельности: содержательную; функционально-операци­онную; целе-мотивационную.

Содержательная сторона мышления. Мышление всегда имеет какое-то содержание. Внешне мышление и представляет собой изменение содержания: непонятное становится понятным, когда связывается с прошлым опытом, проблемная ситуация в процессе ее разрешения становится обычной ситуацией деятель­ности и т.д. Субъективно мышление является изменением, транс­формацией мыслимого содержания. Содержанием же могут быть образы, представления, теоретические и эмпирические понятия, символы, схемы и т.п.

Функционально-операционная сторона мышления. К этой стороне мышления обычно относят его “техническую оснащен­ность” – операции, приемы и способы, благодаря которым стано­вится возможным то или иное изменение содержания. Операции и приемы мышления – это те “рычаги”, с помощью которых про­исходит работа с мыслимым содержанием.

Можно выделить две различные группы операций. Первая группа тесно соотнесена с содержанием субъективного опыта это своего рода действенный фонд знаний. Вторая группа опера­ций характеризует общие мыслительные способности (интеллект), не связанные с определенным содержанием, которые можно при­менить к любому содержанию мышления (например, анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.).

К общим мыслительным операциям относят анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракцию. Эти операции не существуют изолированно друг от друга.

Целе-мотивационная сторона мышления. Мыслительная деятельность, так же как и любая другая, исходит из мотивов и направлена на достижение определенных целей. По верному за­мечанию Л.С.Выготского, “кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления”. “Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей стороны нашего сознания”.

Важная роль в мышлении принадлежит целеобразованию. Для того чтобы оказывать воздействие на процесс мышления учащих­ся, необходимо знать, каковы цели мыслительной деятельности, каково соотношение общих и промежуточных целей. К этой сто­роне мышления относятся прогнозирование, антиципация, которые осуществляют связь между общими целями учения и более част­ными содержательными целями.

В психологии принято несколько клас­сификаций мышления:

• по содержанию мышления выделяют: конкретно-действен­ное мышление в практической, манипулятивной деятельности, непосредственно включенное в практическую деятельность, не выделившееся из нее; наглядно-образное мышление с опорой на обра­зы восприятия или образы представления; отвлеченное мышление с опорой на отвлеченные понятия и рассуждения.

• по характеру решаемых задач выделяют: практическое мышление, направленное на решение задач, возникающих в ходе практической деятельности; теоретическое мышление, направленное на решение теоретических задач, лишь опосредованно связанных с практикой.

• по степени новизны и оригинальности выделяют: репродуктивное (шаблонное), воспроизводящее мышление; твор­ческое (продуктивное) мышление, в котором решается проблема, вырабатывается новая стратегия, обнаруживается нечто новое.


Оглавление
Оглавление
Психологические методы обеспечения эффективности обучения
Модель деятельности школьного психолога
Школьная прикладная психодиагностика
Психокоррекционная работа, принципы ее реализации и организация в школе
Консультирование и просвещение школьников
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Консультирование и просвещение родителей
Социально диспетчерская работа
Взаимодействие ребенка и школы
Понятие статуса школьника и его психологическое содержание
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника и место психолога в их поддержании
Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему
Индивидуальные особенности внимания
Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)
Организация урока и внимание
Внимание и интерес
Управление вниманием
Формирование мотивации внимания
Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе
Формирование устойчивости внимания и колебания внимания
Внимание и возраст
Формирование произвольного внимания
Воспитание внимательности на уроке
Внимательность как качество личности
Методы и приемы психологического воздействия на восприятие школьника в учебном процессе
Восприятие школьника в учебном процессе
Общая характеристика восприятия
Характеристика восприятия как познавательной дея­тельности
Учет индивидуальных различий в характере восприятия
Учет процессуальных характеристик и способов восприятия пространства
Учет индивидуальных различий восприятия трехмерно­го и двухмерного пространства
Учет различных видов восприятия
Учет индивидуальных различий в восприятии и оценке времени
Формирование мотивации восприятия
Использование апперцепции
Особенности формирования предмета и фона восприятия
Учет общих закономерностей развития восприятия и перцептивных действий
Учет возрастных особенностей восприятия
Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва
Сущность и виды памяти
Характеристика памяти как процесса
Возможные отклонения в развитии памяти школьников
Учет индивидуальных различий в скорости запомина­ния и прочности сохранения
Учет мнемических данных в процессе преподавания
Организация заучивания материала на уроке
Развитие памяти
Формирование мотивации на запоминание
Установка на запоминание
Привлечение внимания и уровни бодрствования
Роль оценочной деятельности педагога в организации запоминания
Методы и приемы психологического воздействия на представления и воображения школьника в учебном процессе
Сущность представлений и воображения и их классификация
Характеристика процесса представления
Возможные отклонения в развитии представлений и воображения школьников
Диагностика способностей представления и воображения
Процедуры диагностики способностей представления и воображения
Учет индивидуальных различий в процессах представлений
Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лений
Устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов
Индивидуальный подход к проверке правильности представлений
Индивидуализация процесса формирования образов
Учет индивидуальных различий в содержании образов
Организация процессов представления и воображения на уроке
Мотивации и воображение
Влияние восприятия на характер представления и воображения
Субъективность вторичных образов
Средства наглядности и наглядность представлений
Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения
Сущность мышления
Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния
Возможные отклонения в развитии мышления школьников
Мотивация мышления
Формирование цели мышления
Формирование готовности к мышлению
Рефлексивная регуляция
Формирование системы знаний и критериев понимания
Контроль и самоконтроль
Активность мышления
Мотивационно-личностная сфера школьника
Возможные отклонения в развитии мотивационно-личностной сферы школьника
Все страницы