Психологические методы обеспечения эффективности обучения - Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения

Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения

Уровень развития представлений различной модальности может быть неодинаков у одного и того же человека. Например, при ярких и отчетливых зрительных представлениях школьник не может представить себе звучание музыкальных инструментов, плохо различает людей по голосам. Поэтому на уроке, особенно при формировании новых представ­лений и понятий, необходимо дублировать информацию путем ис­пользования различных каналов ее поступления. На уроке физи­ки, например, следует не просто рассказать о двигателе внутрен­него сгорания, а зарисовать его схему, дать возможность познакомиться с работающей моделью, вплоть до того, что просто по­трогать руками. Это обогатит представления новым содержанием, сделает их более точными, яркими и отчетливыми у всех учащих­ся. Сформированные таким образом представления гораздо луч­ше сохраняются в памяти.

Воображение может существовать в самых различных фор­мах. Однако следует учитывать, что ряд форм активного воображения закономерно сменяют друг друга в процессе развития ре­бенка (Л.С.Выготский). Так, если свободная фантазия (воображение на вольную тему) почти недоступна дошкольнику (особенно если ее надо облечь в форму связного рассказа), то в млад­шем школьном возрасте она достигает своего наивысшего рас­цвета. Затем она постепенно вытесняется различными формами логического мышления, и, наконец, новый скачок в развитии вооб­ражения наступает в конце подросткового – начале юношеского возраста, когда на первый план выступают более или менее реалистические мечтания и различные виды творчества, реализующие потребность школьников в самовыражении.

Учет особенностей пространственных представлений. Сейчас, когда учебный процесс, все больше оснащается наглядными пособиями в виде фотографий, рисунков, схем, чертежей и т.п., следует учитывать особенности пространственных представлений школьников. Представления, сформированные на основе реальных объектов или их объемных моделей, более устойчивы во времени, в меньшей степени подвержены колебаниям, отличаются боль­шей однозначностью дешифровки пространственных признаков. Представления же, созданные на основе плоскостных изображе­ний объектов, обладают большей яркостью и отчетливостью при некотором снижении их устойчивости и большей вариабельности.

Поэтому, при решении конкретных методических задач (пла­нировании урока, отборе наглядных пособий) следует отдать предпочтение знакомству с рисунками, плакатами, фотографиями, если требуется большая скорость формирования пространст­венных представлений или решения пространственных задач, и работе с макетами, моделями, реальными объектами там, где требуется большая точность представления или мысленного манипулирования с ним.

Например, на уроках по ботанике, если нужно ознакомиться с многообразием видов растений, то можно ограничиться рас­сматриванием фотографий, так как за короткое время требуется усвоить большой объем материала. Если же необходимо деталь­ное изучение, то здесь уже нужно пронаблюдать те же растения в естественном виде или ознакомиться с гербариями. В этом слу­чае формируемое представление будет детальным, точным. На уроках геометрии при изучении объемных фигур дает хорошие результаты работа учеников с пластилином, разборными конст­рукциями и т.п.

Активность ученика в процессах формирования образов вооб­ражения и представления. Неверно полагать, что однажды сфор­мированное представление или возникший образ остаются у уче­ника неизменными и могут быть воспроизведены по первому тре­бованию. В ходе познания, общения, накопления опыта они обогащаются или, наоборот, теряют свою полноту и яркость, стано­вятся более адекватными (реальными, научными) или же индивидуализируются, отражая субъективное видение данного чело­века. Изменившийся же характер образов влечет за собой и изменение форм активности субъекта, регулируемых ими (напри­мер, повышение или утрата интереса, смена деятельности и т.п.).


Оглавление
Оглавление
Психологические методы обеспечения эффективности обучения
Модель деятельности школьного психолога
Школьная прикладная психодиагностика
Психокоррекционная работа, принципы ее реализации и организация в школе
Консультирование и просвещение школьников
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Консультирование и просвещение родителей
Социально диспетчерская работа
Взаимодействие ребенка и школы
Понятие статуса школьника и его психологическое содержание
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника и место психолога в их поддержании
Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему
Индивидуальные особенности внимания
Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)
Организация урока и внимание
Внимание и интерес
Управление вниманием
Формирование мотивации внимания
Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе
Формирование устойчивости внимания и колебания внимания
Внимание и возраст
Формирование произвольного внимания
Воспитание внимательности на уроке
Внимательность как качество личности
Методы и приемы психологического воздействия на восприятие школьника в учебном процессе
Восприятие школьника в учебном процессе
Общая характеристика восприятия
Характеристика восприятия как познавательной дея­тельности
Учет индивидуальных различий в характере восприятия
Учет процессуальных характеристик и способов восприятия пространства
Учет индивидуальных различий восприятия трехмерно­го и двухмерного пространства
Учет различных видов восприятия
Учет индивидуальных различий в восприятии и оценке времени
Формирование мотивации восприятия
Использование апперцепции
Особенности формирования предмета и фона восприятия
Учет общих закономерностей развития восприятия и перцептивных действий
Учет возрастных особенностей восприятия
Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва
Сущность и виды памяти
Характеристика памяти как процесса
Возможные отклонения в развитии памяти школьников
Учет индивидуальных различий в скорости запомина­ния и прочности сохранения
Учет мнемических данных в процессе преподавания
Организация заучивания материала на уроке
Развитие памяти
Формирование мотивации на запоминание
Установка на запоминание
Привлечение внимания и уровни бодрствования
Роль оценочной деятельности педагога в организации запоминания
Методы и приемы психологического воздействия на представления и воображения школьника в учебном процессе
Сущность представлений и воображения и их классификация
Характеристика процесса представления
Возможные отклонения в развитии представлений и воображения школьников
Диагностика способностей представления и воображения
Процедуры диагностики способностей представления и воображения
Учет индивидуальных различий в процессах представлений
Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лений
Устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов
Индивидуальный подход к проверке правильности представлений
Индивидуализация процесса формирования образов
Учет индивидуальных различий в содержании образов
Организация процессов представления и воображения на уроке
Мотивации и воображение
Влияние восприятия на характер представления и воображения
Субъективность вторичных образов
Средства наглядности и наглядность представлений
Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения
Сущность мышления
Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния
Возможные отклонения в развитии мышления школьников
Мотивация мышления
Формирование цели мышления
Формирование готовности к мышлению
Рефлексивная регуляция
Формирование системы знаний и критериев понимания
Контроль и самоконтроль
Активность мышления
Мотивационно-личностная сфера школьника
Возможные отклонения в развитии мотивационно-личностной сферы школьника
Все страницы