Психологические методы обеспечения эффективности обучения - Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва

Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва

Недостатки в восприятии пространства уже в младшей школе существенно ограничивают возможности обучения, требуют спе­циальных усилий педагогов, а также обязательного учета основ­ных закономерностей развития этого вида восприятия.

Исследования Б.Г.Ананьева и Е.Ф.Рыбалко позволили вы­явить основные ошибки в процессе обучения младших и средних школьников, которые вызываются недостатками в развитии про­странственного различения. К ним относятся ошибки в простран­ственной организации рабочего места школьника, неправильное выполнение требований учителя, связанных с выполнением движений (вперед, назад, в сторону), трудности в беглом чтении из-за суженного круга различимого пространства строчек, ошибки в восприятии и написании похожих букв (т и ш, и и п), цифр (6 и 9, 5 и 2), зеркальные ошибки (в письме, рисунке по чертежу, в симметричном расположении записи в тетради), глазомерные ошибки при измерении, затруднения в изображении плана мест­ности, при работе с географической картой и пр.

Неоднократное появление таких ошибок – симптом недостат­ков в развитии пространственного воображения, которые можно устранить с помощью специальной организации учебно-познава­тельной деятель­ности ребенка. Необходимо помнить, что харак­тер и правильность восприятия пространства зависят не только от жизненного опыта человека, но и от особенностей развития в первые годы жизни, а также во многом обусловлены особенно­стями созревания структур мозга, поэтому для получения эффек­тивных результатов необходима ранняя коррекция недостатков восприятия в дошкольный и младший школьный период. При этом попытки учителя могут оказаться тщетными и требуется вме­шательство специалистов – физиологов, медиков, психофизио­логов.

Одна из основных задач учителя при работе с пространствен­ными объектами – учитывать основные закономерности развития восприятия пространства и обучать детей наиболее эффективным его способам.

В целом наблюдаются три основные линии развития восприятия пространства и пространственного мышления: 1) переход от трехмерного пространства к двухмерному; 2) переход от нагляд­ных изображений к условно-схематическим и обратно; 3) переход от фиксированной на себе системы отсчета при восприятии к свободно выбранной или произвольно заданной.

Очень важным понятием, объясняющим пространственные со­отношения объектов, является понятие проекции. Эксперименталь­ные исследования показывают, что уже младшие школьники в состоянии пользоваться им при решении учебных задач. Озна­комление же с теоретическим содержанием данного понятия начи­нается лишь в седьмом классе. Целесообразно начинать формиро­вать необходимые для правильного пространственного преобразо­вания математических объектов психологические механизмы рань­ше, например, при осуществлении преобразований симметрии.

Важно также, начиная с младших классов, при изложе­нии математики использовать различные геометрические объекты. В таком случае и переход от двухмерных изображений к трехмер­ным, преобразования, осуществляемые в различных плоскостях, выполняются более плавно и продуктивно. Эти же принципы могут успешно использоваться и в черчении.

Научить видеть проекционные отношения можно следующим образом. В младших классах следует приводить больше фактов перспективного изменения образа, затем на основе этого учить перспективному рисунку. При этом необходимо вводить в обуче­ние не только круглые, но и прямоугольные предметы. В ходе выполнения заданий следует не просто указывать, но и объяснять детям ошибки. Целесообразно для повышения точности восприя­тия объемной формы практиковать осмотр предметов с различных точек зрения.

В качестве одного из способов можно предложить такой: по­казывая предмет против света (или против окна на фоне неба), следует поворачивать его. В процессе этого дети будут видеть, как меняется образ. Предметы нужно подбирать по степени ясно­сти и простоты проекционных отношений, постепенно увеличивая их сложность.

Важным средством развития восприятия пространства явля­ется практическая деятельность с пространственными объектами, т.е. измерения и графические построения. С самого начала обуче­ния в школе и подготовительной группе детского сада необходимо учить ребенка различать основные признаки предметов. При этом первый показ должен быть целостным, а при последующих следует указывать на то, что нужно заметить.

Для успешного развития восприятия пространства необходимо решать задачи по геометрии не только алгебраическим путем, что иногда предпочитают делать учителя, но обязательно с исполь­зованием схем и графиков, применяя рассуждения вслух, мыслен­ные операции с образами (решение задач в уме по чертежу) или первоначально решая задачу только с помощью чертежа, сделав на нем все необходимые построения, а затем уже производя под­робную запись решения. Большое значение здесь имеет сочетание практических измерений на глаз с использованием измерительных инструментов, наблюдения или описания – с последующим графи­ческим изображением. Определенную роль в развитии пространст­венного восприятия могут сыграть не только предметы математического цикла, но и практические занятия по физике (например, соблюдение пространственно-временного порядка при сборке электрической цепи), зоологии, географии (составление пла­нов, схем и карт местности) и др.

Существенную роль в восприятии пространства играет умение переносить фиксированную точку отсчета в любую другую точку пространства. Только на основе этой операции, по образному выражению С.Л.Рубинштейна, “неоформленное переживание протяженности становится подлинным восприятием пространства”.

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного (правиль­ного, соответствующего действительности, полного, всестороннего) восприятия окружающего мира, чтобы ребенок не просто смотрел, но и увидел все, что требуется, не только слушал, но и услышал. Кроме того, учитель не должен забывать и о том, что он сам является субъектом восприятия и на его перцептивную дея­тельность влияют те же факторы. Поэтому он должен хорошо знать свои индивидуальные перцептивные особенности, усиливая их позитивные и ослабляя негативные проявления, учиться уп­равлять своим восприятием.


Оглавление
Оглавление
Психологические методы обеспечения эффективности обучения
Модель деятельности школьного психолога
Школьная прикладная психодиагностика
Психокоррекционная работа, принципы ее реализации и организация в школе
Консультирование и просвещение школьников
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Консультирование и просвещение родителей
Социально диспетчерская работа
Взаимодействие ребенка и школы
Понятие статуса школьника и его психологическое содержание
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника и место психолога в их поддержании
Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему
Индивидуальные особенности внимания
Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)
Организация урока и внимание
Внимание и интерес
Управление вниманием
Формирование мотивации внимания
Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе
Формирование устойчивости внимания и колебания внимания
Внимание и возраст
Формирование произвольного внимания
Воспитание внимательности на уроке
Внимательность как качество личности
Методы и приемы психологического воздействия на восприятие школьника в учебном процессе
Восприятие школьника в учебном процессе
Общая характеристика восприятия
Характеристика восприятия как познавательной дея­тельности
Учет индивидуальных различий в характере восприятия
Учет процессуальных характеристик и способов восприятия пространства
Учет индивидуальных различий восприятия трехмерно­го и двухмерного пространства
Учет различных видов восприятия
Учет индивидуальных различий в восприятии и оценке времени
Формирование мотивации восприятия
Использование апперцепции
Особенности формирования предмета и фона восприятия
Учет общих закономерностей развития восприятия и перцептивных действий
Учет возрастных особенностей восприятия
Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва
Сущность и виды памяти
Характеристика памяти как процесса
Возможные отклонения в развитии памяти школьников
Учет индивидуальных различий в скорости запомина­ния и прочности сохранения
Учет мнемических данных в процессе преподавания
Организация заучивания материала на уроке
Развитие памяти
Формирование мотивации на запоминание
Установка на запоминание
Привлечение внимания и уровни бодрствования
Роль оценочной деятельности педагога в организации запоминания
Методы и приемы психологического воздействия на представления и воображения школьника в учебном процессе
Сущность представлений и воображения и их классификация
Характеристика процесса представления
Возможные отклонения в развитии представлений и воображения школьников
Диагностика способностей представления и воображения
Процедуры диагностики способностей представления и воображения
Учет индивидуальных различий в процессах представлений
Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лений
Устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов
Индивидуальный подход к проверке правильности представлений
Индивидуализация процесса формирования образов
Учет индивидуальных различий в содержании образов
Организация процессов представления и воображения на уроке
Мотивации и воображение
Влияние восприятия на характер представления и воображения
Субъективность вторичных образов
Средства наглядности и наглядность представлений
Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения
Сущность мышления
Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния
Возможные отклонения в развитии мышления школьников
Мотивация мышления
Формирование цели мышления
Формирование готовности к мышлению
Рефлексивная регуляция
Формирование системы знаний и критериев понимания
Контроль и самоконтроль
Активность мышления
Мотивационно-личностная сфера школьника
Возможные отклонения в развитии мотивационно-личностной сферы школьника
Все страницы