Установка на запоминание

Среди студентов и учащих­ся распространено следующее мнение: “В ходе обучения глав­ное - это понять материал”. Казалось бы, что плохого в этом утверждении? А опасность здесь заключается в его односторон­ности. В процессе усвоения учебного материала его надо не толь­ко понять, но и запомнить. Причем деятельность, направлен­ная на запоминание, часто может быть не менее сложной и тру­доемкой, чем деятельность, связанная с пониманием.

Учитель должен сформировать у каждого ученика установку на запоминание – четкое пред­ставление о двух этапах усвоения материала: вначале надо понять, а затем заучить понятое. У ученика должна быть сформирована установка на специальное заучивание учебного материала. Особенно это относится к заучиванию наиболее об­щих понятий и определений. Часто учащиеся считают, что доста­точно хорошо решать задачи или выполнять упражнения. Заучи­вание же определений представляется для них ненужной работой. В то же время именно в определениях заключены наиболее существенные моменты учебного материала. Слабое владение тео­ретическим материалом, постепенно накапливаясь, приводит к существенным затруднениям в понимании учебного предмета, и здесь ученика не спасают навыки решения задач.

Отсутствие установки на запоминание понятий часто прояв­ляется на экзаменах. Студент (или ученик) сидит перед препо­давателем и в растерянности пытается доказать, что он учил материал. И, как правило, он действительно учил и даже понял, но не потрудился запомнить. В результате понимание было, а знаний нет.

В процессе усвоения материала важна установка не только запомнить, но и запомнить надолго. В противном случае мы сталкиваемся с фактами, когда ученик забывает материал сразу же после опроса (урока), когда исчезает угроза неудовлетвори­тельной оценки. Совершенно очевидно, что установка на запоминание должна сопровождаться умением запоминать, умением вла­деть приемами запоминания. В этом случае учитель предлагает не просто заучить, а каким-либо образом организовать материал для того, чтобы запомнить. Повторения здесь будут играть под­чиненную роль, повторять материал необходимо для того, чтобы найти способ его организации для запоминания. В этой связи следует особо отметить, что, акцентируя внимание на использо­вании мнемических приемов, необходимо создавать условия для повторения материала.


Оглавление
Психологические методы обеспечения эффективности обучения
Модель деятельности школьного психолога
Школьная прикладная психодиагностика
Психокоррекционная работа, принципы ее реализации и организация в школе
Консультирование и просвещение школьников
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Консультирование и просвещение родителей
Социально диспетчерская работа
Взаимодействие ребенка и школы
Понятие статуса школьника и его психологическое содержание
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника и место психолога в их поддержании
Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему
Индивидуальные особенности внимания
Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)
Организация урока и внимание
Внимание и интерес
Управление вниманием
Формирование мотивации внимания
Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе
Формирование устойчивости внимания и колебания внимания
Внимание и возраст
Формирование произвольного внимания
Воспитание внимательности на уроке
Внимательность как качество личности
Методы и приемы психологического воздействия на восприятие школьника в учебном процессе
Восприятие школьника в учебном процессе
Общая характеристика восприятия
Характеристика восприятия как познавательной дея­тельности
Учет индивидуальных различий в характере восприятия
Учет процессуальных характеристик и способов восприятия пространства
Учет индивидуальных различий восприятия трехмерно­го и двухмерного пространства
Учет различных видов восприятия
Учет индивидуальных различий в восприятии и оценке времени
Формирование мотивации восприятия
Использование апперцепции
Особенности формирования предмета и фона восприятия
Учет общих закономерностей развития восприятия и перцептивных действий
Учет возрастных особенностей восприятия
Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва
Сущность и виды памяти
Характеристика памяти как процесса
Возможные отклонения в развитии памяти школьников
Учет индивидуальных различий в скорости запомина­ния и прочности сохранения
Учет мнемических данных в процессе преподавания
Организация заучивания материала на уроке
Развитие памяти
Формирование мотивации на запоминание
Установка на запоминание
Привлечение внимания и уровни бодрствования
Роль оценочной деятельности педагога в организации запоминания
Методы и приемы психологического воздействия на представления и воображения школьника в учебном процессе
Сущность представлений и воображения и их классификация
Характеристика процесса представления
Возможные отклонения в развитии представлений и воображения школьников
Диагностика способностей представления и воображения
Процедуры диагностики способностей представления и воображения
Учет индивидуальных различий в процессах представлений
Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лений
Устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов
Индивидуальный подход к проверке правильности представлений
Индивидуализация процесса формирования образов
Учет индивидуальных различий в содержании образов
Организация процессов представления и воображения на уроке
Мотивации и воображение
Влияние восприятия на характер представления и воображения
Субъективность вторичных образов
Средства наглядности и наглядность представлений
Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения
Сущность мышления
Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния
Возможные отклонения в развитии мышления школьников
Мотивация мышления
Формирование цели мышления
Формирование готовности к мышлению
Рефлексивная регуляция
Формирование системы знаний и критериев понимания
Контроль и самоконтроль
Активность мышления
Мотивационно-личностная сфера школьника
Возможные отклонения в развитии мотивационно-личностной сферы школьника
Все страницы