Психологические методы обеспечения эффективности обучения - Внимание и интерес

Внимание и интерес

Организация внимания и продук­тивная работа учащихся на протяжении всего урока взаимообус­ловлены. Важную роль в создании условий для такой работы играет отбор содержания и методов, соответствующих не только целям и обстоятельствам урока, но и задаче привлечения внима­ния класса. Внимание и интерес к уроку в немалой степени опре­деляются практической ценностью и личной значимостью изучае­мого материала.

Важнейший источник активности ученика в учебном процес­се – его интерес, один из наиболее эффективных и мощных по­будителей внимания. Пробуждение интереса однозначно означает пробуждение внимания. Среди основных факторов, способствующих возникновению интереса, можно выделить:

Во-первых, это оптимальное соотношение известного и неиз­вестного: много нового – трудно, мало нового – скучно. Когда учитель злоупотребляет новизной и заниматель­ностью, внимание притупляется так же, как и при столкновении с уже известным.

Во-вторых, это определенный дефицит информации, воспол­няемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте. Здесь учитель не “разжевывает” объясняемый материал до последней мелочи, а оставляет некоторое “пространство” для мыс­ли, дает возможность соучастия в познании нового.

В-третьих, безотказное средство пробуждения внимания – это нестандартный вопрос, проблема, загадка. Известно, что работа мысли начинается с вопроса, проблемы. Прием этот способствует тому, что обычное начинает воспри­ниматься как странное, удивительное, требующее осмысления. Он может использоваться везде, где требуется снять налет привыч­ности, изменить угол зрения. Учитель часто использует занимательность как волшебный ключик к детскому вниманию. Но в учении не все может быть занимательным. Вряд ли нужно развлекать детей и придумывать что-то необыкновенное на каждом уроке.

По мнению В.А.Сухомлинского главный секрет инте­реса – в успехах детей, в ощу­щении их роста, достижении трудного. Чем старше ученики, тем значительнее для них достижение цели, радость преодоления. В возникновении интереса и внимания несомненна и роль при­чин личностного характера: личная заинтересованность в получае­мых знаниях, честолюбивые планы, соревнование и соперничество и т.п.


Оглавление
Оглавление
Психологические методы обеспечения эффективности обучения
Модель деятельности школьного психолога
Школьная прикладная психодиагностика
Психокоррекционная работа, принципы ее реализации и организация в школе
Консультирование и просвещение школьников
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Консультирование и просвещение родителей
Социально диспетчерская работа
Взаимодействие ребенка и школы
Понятие статуса школьника и его психологическое содержание
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника и место психолога в их поддержании
Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему
Индивидуальные особенности внимания
Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)
Организация урока и внимание
Внимание и интерес
Управление вниманием
Формирование мотивации внимания
Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе
Формирование устойчивости внимания и колебания внимания
Внимание и возраст
Формирование произвольного внимания
Воспитание внимательности на уроке
Внимательность как качество личности
Методы и приемы психологического воздействия на восприятие школьника в учебном процессе
Восприятие школьника в учебном процессе
Общая характеристика восприятия
Характеристика восприятия как познавательной дея­тельности
Учет индивидуальных различий в характере восприятия
Учет процессуальных характеристик и способов восприятия пространства
Учет индивидуальных различий восприятия трехмерно­го и двухмерного пространства
Учет различных видов восприятия
Учет индивидуальных различий в восприятии и оценке времени
Формирование мотивации восприятия
Использование апперцепции
Особенности формирования предмета и фона восприятия
Учет общих закономерностей развития восприятия и перцептивных действий
Учет возрастных особенностей восприятия
Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва
Сущность и виды памяти
Характеристика памяти как процесса
Возможные отклонения в развитии памяти школьников
Учет индивидуальных различий в скорости запомина­ния и прочности сохранения
Учет мнемических данных в процессе преподавания
Организация заучивания материала на уроке
Развитие памяти
Формирование мотивации на запоминание
Установка на запоминание
Привлечение внимания и уровни бодрствования
Роль оценочной деятельности педагога в организации запоминания
Методы и приемы психологического воздействия на представления и воображения школьника в учебном процессе
Сущность представлений и воображения и их классификация
Характеристика процесса представления
Возможные отклонения в развитии представлений и воображения школьников
Диагностика способностей представления и воображения
Процедуры диагностики способностей представления и воображения
Учет индивидуальных различий в процессах представлений
Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лений
Устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов
Индивидуальный подход к проверке правильности представлений
Индивидуализация процесса формирования образов
Учет индивидуальных различий в содержании образов
Организация процессов представления и воображения на уроке
Мотивации и воображение
Влияние восприятия на характер представления и воображения
Субъективность вторичных образов
Средства наглядности и наглядность представлений
Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения
Сущность мышления
Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния
Возможные отклонения в развитии мышления школьников
Мотивация мышления
Формирование цели мышления
Формирование готовности к мышлению
Рефлексивная регуляция
Формирование системы знаний и критериев понимания
Контроль и самоконтроль
Активность мышления
Мотивационно-личностная сфера школьника
Возможные отклонения в развитии мотивационно-личностной сферы школьника
Все страницы