Психологические методы обеспечения эффективности обучения - Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему

Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему

Мир, в котором мы живем, непре­станно воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего познания (мы различаем слова собеседника, хотя рядом говорят другие люди, замечаем в толпе человека, машущего нам рукой). Одно­временно мы стараемся сосредоточиться на чем-то важном для нас, всматриваемся, вслушиваемся.

В указанных двух свойствах и видят обычную сущность вни­мания, понимая его как направленность и сосредоточенность со­знания на определенных объектах или какой-либо деятельности.

Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, точность и ясность отображения в сознании объектов познания. Сосредоточенность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации. Состояние сосредоточенности внешне проявляется в соответст­вующей позе, мимике внимания, выразительном, живом взгляде и быстрой реакции на слова. В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Тишина в классе может, например, свидетельствовать как об увлеченности уроком, так и о полном равнодушии к происходяще­му, о сосредоточенном занятии другими делами.

Избирательность внимания проявляется в бдительности, на­стороженности. Осознанное выделение каких-то объектов происходит вне направленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора контроля, связанных с определенной программой: ведение эксперимента, проверочное чтение корректора или учителя, выявлении контролером нестандартных изделий. В других случаях четкая программа не обязательна, например чтение книги, слушание лекции.

В психологии описан ряд разновидностей внимания. Нередко выделяют внешнее, обращенное на окружающий мир, и внутреннее, обращенное на собственные мысли и переживания.

В зависимости от выраженности целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий различают непроизвольное (непреднаме­ренное) и произвольное (преднамеренное) внимание. Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его возникновения и сохранения. Непроизвольное внимание вызывает два ряда причин: 1) объективные особенности окружающих предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность); 2) субъективные факторы, в которых проявляются избирательное отношение человека к окружающему. Произвольное внимание вызывается сознательно. Оно наиболее интенсивно развивается в учебной деятельности и играет в ней важную роль.

В работах по психологии внимания наряду с его индивидуаль­ной формой иногда выделяют коллективное внимание (В.И. Стра­хов). Учитель на уроке имеет дело и с той и с другой формой внимания. В коллективном внимании проявляются многие феномены групповой психологии: психическое заражение, взаимодействие, групповое внушение, соревнование и др., влияние которых на внимание группы людей исключительно велико. Почти каждый учитель может вспомнить те счастливые мину­ты урока, западающие в память на всю жизнь, когда стоит взвол­нованная тишина и класс с напряженным вниманием ловит каж­дое слово учителя. К сожалению, психологические закономерности коллективного внимания почти не изучены и в его организации приходится опираться на приемы и методы, найденные эмпири­чески.


Оглавление
Оглавление
Психологические методы обеспечения эффективности обучения
Модель деятельности школьного психолога
Школьная прикладная психодиагностика
Психокоррекционная работа, принципы ее реализации и организация в школе
Консультирование и просвещение школьников
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Консультирование и просвещение родителей
Социально диспетчерская работа
Взаимодействие ребенка и школы
Понятие статуса школьника и его психологическое содержание
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника и место психолога в их поддержании
Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему
Индивидуальные особенности внимания
Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)
Организация урока и внимание
Внимание и интерес
Управление вниманием
Формирование мотивации внимания
Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе
Формирование устойчивости внимания и колебания внимания
Внимание и возраст
Формирование произвольного внимания
Воспитание внимательности на уроке
Внимательность как качество личности
Методы и приемы психологического воздействия на восприятие школьника в учебном процессе
Восприятие школьника в учебном процессе
Общая характеристика восприятия
Характеристика восприятия как познавательной дея­тельности
Учет индивидуальных различий в характере восприятия
Учет процессуальных характеристик и способов восприятия пространства
Учет индивидуальных различий восприятия трехмерно­го и двухмерного пространства
Учет различных видов восприятия
Учет индивидуальных различий в восприятии и оценке времени
Формирование мотивации восприятия
Использование апперцепции
Особенности формирования предмета и фона восприятия
Учет общих закономерностей развития восприятия и перцептивных действий
Учет возрастных особенностей восприятия
Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва
Сущность и виды памяти
Характеристика памяти как процесса
Возможные отклонения в развитии памяти школьников
Учет индивидуальных различий в скорости запомина­ния и прочности сохранения
Учет мнемических данных в процессе преподавания
Организация заучивания материала на уроке
Развитие памяти
Формирование мотивации на запоминание
Установка на запоминание
Привлечение внимания и уровни бодрствования
Роль оценочной деятельности педагога в организации запоминания
Методы и приемы психологического воздействия на представления и воображения школьника в учебном процессе
Сущность представлений и воображения и их классификация
Характеристика процесса представления
Возможные отклонения в развитии представлений и воображения школьников
Диагностика способностей представления и воображения
Процедуры диагностики способностей представления и воображения
Учет индивидуальных различий в процессах представлений
Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лений
Устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов
Индивидуальный подход к проверке правильности представлений
Индивидуализация процесса формирования образов
Учет индивидуальных различий в содержании образов
Организация процессов представления и воображения на уроке
Мотивации и воображение
Влияние восприятия на характер представления и воображения
Субъективность вторичных образов
Средства наглядности и наглядность представлений
Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения
Сущность мышления
Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния
Возможные отклонения в развитии мышления школьников
Мотивация мышления
Формирование цели мышления
Формирование готовности к мышлению
Рефлексивная регуляция
Формирование системы знаний и критериев понимания
Контроль и самоконтроль
Активность мышления
Мотивационно-личностная сфера школьника
Возможные отклонения в развитии мотивационно-личностной сферы школьника
Все страницы