Психологические методы обеспечения эффективности обучения - Воспитание внимательности на уроке

Воспитание внимательности на уроке

Под воспитанием внимательности обычно понимают формирование таких ценных качеств внимания, как способность сохранять высокую сосредото­ченность продолжительное время, умение работать, не отвлекаясь, без ошибок выполнять любое серьезное задание и др.

Воспитанию внимательности способствует внешний контроль, без которого не может обойтись ребенок. Этот контроль дает ре­зультат при авторитетности учительского слова, систематичности и постоянстве требований. Систематическая оценка результатов учебной деятельности школьников вырабатывает привычку серьез­но относиться к порученному делу, повышает ответственность за работу. Речь идет не о том, чтобы превратить оценку в пугало. Формирование навыков учебного труда предполагает воспитание тщательности, аккуратности, обязательности и ответственности – качеств, которых, увы, нам так не хватает, и которые никоим об­разом не мешают развитию творческих потенций личности. Облег­чает формирование привычки к систематической работе регуляр­ный контроль за учебной деятельностью. В.Ф.Шаталов ввел в практику учебной работы ежедневную проверку и оценку пись­менного воспроизведения опорных сигналов, многообразные фор­мы опроса: громкий, тихий, магнитофонный, парный взаимоконтроль, проверку решения задач старшеклассниками и др.

Воспитанию внимательности способствуют специальные упраж­нения. Ряд приемов для упражнения внимания были предложены К.Д.Ушинским еще в прошлом веке. Они во многом не утратили значение и в наши дни.

1. Маленьким ученикам полезно совершить несколько дейст­вий по команде, например, встать, сесть, развернуть книги, свер­нуть и т.д. Это даст привычку каждую минуту быть вниматель­ным к словам учителя. Этому же способствует частое обращение к учащимся.

2. Учителю сначала следует высказать вопрос, а потом, не­сколько помедлив, имя того, кто должен отвечать на него. В ре­зультате к ответу подготавливается весь класс.

3. Следует поощрять поднятие рук всеми, кто может ответить на вопрос, заданный даже кому-то одному.

4. При чтении вслух каждая ошибка читающего должна вызы­вать поднятие рук.

5. В первых учебниках должны быть упражнения на развитие внимания: неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопро­сы, на которые необходимо ответить; ошибки, которые нужно ис­править.

6. Следует практиковать продолжение чтения текста другим учеником по указанию учителя. То же относится и к требованию повторить слова учителя или товарища.

7. Полезны незначительные взыскания за невнимательность и награда за проявление внимания.

Воспитание внимательности немыслимо без самовоспитания внимания. Когда цели воспитания становятся целями личности, оно особенно эффективно. Неплохим средством развития внимания могут служить игры на развитие внимания. Интересные упражнения описаны в книге Б.П.Никитина “Развивающие игры”, в многочисленных сборни­ках игр и развлечений.


Оглавление
Оглавление
Психологические методы обеспечения эффективности обучения
Модель деятельности школьного психолога
Школьная прикладная психодиагностика
Психокоррекционная работа, принципы ее реализации и организация в школе
Консультирование и просвещение школьников
Психологическое консультирование и просвещение педагогов
Консультирование и просвещение родителей
Социально диспетчерская работа
Взаимодействие ребенка и школы
Понятие статуса школьника и его психологическое содержание
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника и место психолога в их поддержании
Внимание школьника и психолого-педагогические требования к нему
Индивидуальные особенности внимания
Изучение основных свойств внимания (аттенционных способностей)
Организация урока и внимание
Внимание и интерес
Управление вниманием
Формирование мотивации внимания
Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе
Формирование устойчивости внимания и колебания внимания
Внимание и возраст
Формирование произвольного внимания
Воспитание внимательности на уроке
Внимательность как качество личности
Методы и приемы психологического воздействия на восприятие школьника в учебном процессе
Восприятие школьника в учебном процессе
Общая характеристика восприятия
Характеристика восприятия как познавательной дея­тельности
Учет индивидуальных различий в характере восприятия
Учет процессуальных характеристик и способов восприятия пространства
Учет индивидуальных различий восприятия трехмерно­го и двухмерного пространства
Учет различных видов восприятия
Учет индивидуальных различий в восприятии и оценке времени
Формирование мотивации восприятия
Использование апперцепции
Особенности формирования предмета и фона восприятия
Учет общих закономерностей развития восприятия и перцептивных действий
Учет возрастных особенностей восприятия
Учет основных закономерностей восприятия пространст­ва
Сущность и виды памяти
Характеристика памяти как процесса
Возможные отклонения в развитии памяти школьников
Учет индивидуальных различий в скорости запомина­ния и прочности сохранения
Учет мнемических данных в процессе преподавания
Организация заучивания материала на уроке
Развитие памяти
Формирование мотивации на запоминание
Установка на запоминание
Привлечение внимания и уровни бодрствования
Роль оценочной деятельности педагога в организации запоминания
Методы и приемы психологического воздействия на представления и воображения школьника в учебном процессе
Сущность представлений и воображения и их классификация
Характеристика процесса представления
Возможные отклонения в развитии представлений и воображения школьников
Диагностика способностей представления и воображения
Процедуры диагностики способностей представления и воображения
Учет индивидуальных различий в процессах представлений
Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лений
Устойчивость индивидуальных различий в скорости формирования представлений и образов
Индивидуальный подход к проверке правильности представлений
Индивидуализация процесса формирования образов
Учет индивидуальных различий в содержании образов
Организация процессов представления и воображения на уроке
Мотивации и воображение
Влияние восприятия на характер представления и воображения
Субъективность вторичных образов
Средства наглядности и наглядность представлений
Учет индивидуальных и возрастных особенностей видов представлений и форм воображения
Сущность мышления
Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния
Возможные отклонения в развитии мышления школьников
Мотивация мышления
Формирование цели мышления
Формирование готовности к мышлению
Рефлексивная регуляция
Формирование системы знаний и критериев понимания
Контроль и самоконтроль
Активность мышления
Мотивационно-личностная сфера школьника
Возможные отклонения в развитии мотивационно-личностной сферы школьника
Все страницы