Тревога.

В современной психологии проблема тревоги и тревожности является одной из наиболее разрабатываемых. Но, несмотря на это, а может быть именно поэтому, многочисленные авторы не приходят к единому мнению относительно статуса самого понятия тревожности или точнее явления, которое обозначается им. Тревожность характеризуется двумя видами проявлений: психическими и физиологическими. Психические элементы тревоги представляют собой ряд довольно специфических переживаний, включающих субъективное состояние напряжения, озабоченности и беспокойства, мрачных предчувствий, переживание личной угрозы; чувство беспомощности и неполноценности, недовольство собой и пр. Со стороны физиологических изменений тревога выступает в виде активации вегетативной нервной системы, о чем свидетельствуют учащение сердцебиения и дыхания, увеличение артериального давления, повышение скорости обменных процессов, ряд биохимических сдвигов. Более конкретное описание тревожности следует из сопоставления ее с другими явлениями, схожими по смыслу.

В психологии в качестве предельно близких по значению тревожности существуют термины «волнение» и «беспокойство». Н.Левитов (1969), рассматривая интересующее нас явление, пользуется данными понятиями как тождественными. Действительно, тревожность, беспокойство и волнение трудно развести, но попытки такого рода существуют. Так R.Lieben, L.Morris (1967) считают беспокойство структурным компонентом тревоги наряду с такой составляющей как «эмоциональное возбуждение». Я.Рейковский (1979) полагает, что волнение и беспокойство представляют собой лишь частныем проявления более общего эмоционального процесса тревожности, и считает возможным не рассматривать их в качестве отдельных эмоциональных состояний. Однако теоретически существует возможность для выделения волнения и беспокойства в самостоятельные по отношению к тревоге переживания: так, с одной стороны, тревожностьволнения опыт подсказывает нам, что оно может быть и приятным, и радостным (ожидание чего-то хорошего); с другой стороны, тревожность, как правило, связывается с угрозой собственной личности (переживание за себя), беспокойство же часто используется в смысле «переживания за другого». Такое разведение более четко очерчивает ту сферу, которая описывается психологическим термином «тревожность». Следует прежде всего подчеркнуть следующие моменты: негативный эмоциональный оттенок, неопределенность предмета переживаний, ощущение реальной угрозы, а также направленность в будущее, которая выражается в опасении того, что будет, а не того, что было или что есть. характеризуется негативным, пессимистическим оттенком (ожидание опасности), при описании

В начале 50-х гг. Тейлор и Спенс в университете штата Айова разработали метод изучения тревожности, который оказался более плодотворным для исследования мотивации человека, чем другой, связанный с теорией влечений и основанный на экспериментах с животными. Тейлор и Спенс интересовались не столько тревожностью как таковой, сколько проверкой некоторых выводов, а именно, влиянием силы влечения на научение новым способам поведения. В соответствии с точкой зрения Миллера и Маурера тревожность рассматривалась как приобретенное (и с трудом угашаемое) влечение, источником которого служит антиципирующая эмоциональная реакция, которая вызывается стимулами, указывающими на какую-либо угрозу.

Для измерения индивидуальных различий и разделения испытуемых по силе тревожности, проявляемой в экспериментальной ситуации, Тейлор [И.А. Тауlог, 1953] разработала шкалу проявления тревожности (МАS). Из обширного списка высказываний многостадийного личностного опросника штата Миннесота (ММРI) она отобрала такие, которые, по оценкам клинических психологов, были связаны с симптомами хронической реакции страха. Среди них были, например, следующие утверждения: «Я не в состоянии сосредоточиться на одном предмете»; «Через день мне снятся кошмары»; «Даже в прохладные дни я легко потею»; «Меня легко смутить». Хотя разнообразные реакции тревожности невозможно отнести к определенным ситуациям, разработанный опросник при повторных измерениях показал себя как достаточно надежный исследовательский инструмент.

Проведены исследования по проблеме успешности тревожных людей в трудных и легких заданиях. Для сравнения эффектов легких и трудных заданий стали использовать различные виды сенсомоторных, вербальных заданий и невербальных. Выполнение заданий подобного рода часто подтверждало предположение о преимуществе тревожных людей при выполнении легких заданий и нетревожных — при выполнении трудных.

Естественно возник вопрос: не потому ли трудные задачи усиливают тревожность, что их решение сопровождается переживанием усилий и ожиданием возможной неудачи? Таким образом, не столько сложность задачи как таковая, сколько боязнь неудачи могла бы сыграть роль отвлекающего и мешающего фактора, влиянию которого легче поддаются индивиды с высокими показателями тревожности по МАS. Сарасон и Пейлола в своих исследованиях продемонстрировали, что если степень трудности выполняемого задания и переживания успеха или неудачи разделяли таким образом, что после объективно трудных или легких заданий давали информацию или о сплошных успехах, или о сплошных неудачах, то оказывалось, что индивиды, опасающиеся неудачи, быстрее усваивали решение трудной задачи после сообщения об успехе, чем после сообщения о неудаче; кроме того, в первом случае они делали это быстрее, чем уверенные в успехе, а во втором, напротив, медленнее. Решающее значение имеет, таким образом, не реальная сложность задания, а возникающее в данный момент состояние тревожности.

Поскольку тревожность сильно зависит от ситуации, то напрашивается вывод о связи данного поведенческого показателя со специфическими ситуациями. Для обоснования этого вывода были разработаны опросники с описанием ситуаций типа проверочных испытаний (боязнь экзаменов). Еще одним подтверждением может служить оценка переживаемого в некоторой реальной ситуации состояния тревожности, что лучше отражает временное мотивационное состояние, чем опросники, описывающие воображаемые ситуации. Спилбергер разработал опросник «Состояние и свойство тревожности». Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (Т-состояние; состояние тревожности). На 4-балльной шкале испытуемые отмечают крестиком, как себя чувствуют в определенный момент времени (к примеру: «Я нервничаю»). При определении тревожности как диспозиции (Т-диспозиция; свойство тревожности) указывается некоторое типичное чувство (например: «Мне не хватает уверенности в себе»). Что понимает Спилбергер (1966) под обеими мерами тревожности, видно из следующей цитаты.

“Состояния тревожности (Т-состояния) характеризуются субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы. Тревожность как черта личности (Т-свойство), по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности”.

Значения Т-диспозиции и Т-состояния одного и того же испытуемого должны определенным образом коррелировать. У индивида, имеющего высокий показатель по Т-диспозиции, в угрожающих самооценке ситуациях Т-состояние проявляется заметнее, чем у индивида с более низким показателем. Помимо зависимости по интенсивности следует также ожидать и взаимосвязь по экстенсивности: чем сильнее представлена у индивида Т-диспозиция, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать Т-состояние. Однако здесь необходимо ввести одно ограничение. В ситуациях, которые вызывают боль или таят какую-либо иную физическую угрозу, индивиды с высокой Т-диспозицией не имеют никакого более выраженного Т-состояния по сравнению с обладающими менее высокой Т-диспозицией. Этого нельзя сказать про ситуации общения, когда другие ставят под сомнение самоуважение или авторитет индивида. Вообще, ковариация не является жесткой. Будут ли индивиды, отличающиеся друг от друга своими Т-диспозициями, отличаться также по интенсивности или экстенсивности Т-состояния, зависит от того, насколько данная ситуация принимается индивидом как содержащая угрозу, что, в свою очередь, существенно зависит от его прошлого опыта.

Следует отметить, что в исследовательской литературе обращается внимание на понятие экзаменационная тревожность – тревожность в ситуации экзаменов. Она зависит от увеличения связанных с самооценкой угнетающих переживаний и мыслей, когда собственные способности оцениваются со стороны. Поскольку эти переживания не вносят вклада в решение задания, они, отвлекая внимание от связанных с поиском решения усилий, препятствуют проявлению необходимой для достижения способности.



Оглавление
Психология эмоциональных явлений.
Основные проблемы психологии эмоций.
Определение эмоций.
Эмоции и процессы познания. Предметность эмоций.
Эмоции и мотивация.
Функции эмоций.
Возможные основания классификации эмоций.
Психоаналитические концепции аффекта.
Когнитивные теории эмоций и личности.
Периферическая теория Джеймса – Ланге.
Теория дифференциальных эмоций (И. Изард).
Информационная теория П.В. Симонова.
Теория эмоций С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.
Тревога.
Фрустрация.
Стресс. Физиологические и психологические аспекты изучения стресса.
Аффект.
Гнев и агрессия.
Возможность экспериментального исследования эмоций.
Экспериментальное исследование выражения эмоций.
Исследование влияния эмоций на восприятие.
Все страницы