Материалистическая психология и мышление.

Другой подход к мышлению основыва­ется на материалистическом понимании челове­ческой жизнедеятельности как обществен­но-исторического, развивающего свои ос­новные общественные формы (формы об­щения людей) процесса предметной дея­тельности. Реальный процесс жизни лю­дей, их труд как собственно целесообраз­ная деятельность, как их осознанное бытие не могут быть изначально противопостав­лены своему собственному предметному содержанию - объективному миру при­роды. Порождение человека в этом исто­рическомпроцессе в качестве целесообраз­но действующего субъекта есть одновре­менно и порождение предмета его деятель­ности, который, по определению К.Марк­са, берется уже не “только в форме объ­екта, или в форме созерцания...”, а субъ­ективно, “как человеческая чувственная деятельность, практика”. На этой но­вой для психологии методологической ос­нове с 20-х гг. XX в. развивалась отечественная психология (Л.С.Выготский и его школа).

Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, про­является сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобре­тает характер внутренних “умствен­ных” действий.

Мышление как высшая форма по­знавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово, в свою очередь, делает че­ловеческое мышление опосредован­ным. Благодаря опосредованности ока­зывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.

Мышление также дает возмож­ность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений.

Процесс познания является чрез­вычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредст­венные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления до­бываются с помощью различных ор­ганов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, существенна, но недостаточна для регуляции поведе­ния. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятель­ность, необходимо отражать отно­шения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышле­ния.

Весь материал мыслительная дея­тельность получает только из чувст­венного познания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.

Человеческое мышление качест­венно отличается от мышления жи­вотных. Важнейшим отличительным моментом оказывается речь и другие, используемые при этом системы зна­ков, с помощью которых человек по­лучает возможность существенно расширять свои моделирующие способ­ности, познавать обобщенно и опосредованно.

Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни од­на сложная мысль не протекает без свернутых внутренних речевых про­цессов. Оказалось, что если зарегист­рировать положение языка или орга­нов гортани в спокойном состоя­нии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую мож­нозарегистрировать. Следовательно, каждая мысль связана с внутренним речевым процессом.

По своей функции регулятора мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю дея­тельность человека. Начальным мо­ментом мышления является про­блемная ситуация, которая вов­лекает личность в активный мысли­тельный процесс. Проблемная си­туация - это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он дол­жен достигнуть.

Таким образом, согласно ассоцианизму, мыш­ление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию об­разов памяти (ассоциациям по смеж­ности, сходству, контрасту). Представители вюрцбургской шко­лы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно гештальтпсихологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания или феноменального поля. В бихевиоризме мышление сводилось к поведению во “внутреннем плане”, отличающимся от внешнего поведения лишь большей свернутостью и сокращенностью. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, про­является сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобре­тает характер внутренних “умствен­ных” действий.

Современная наука идет ко все бо­лее глубокому раскрытию сущности мышления разными путями познания, прежде всего, через исследование: самого мышления и законов его функционирования путем логического ана­лиза; мышления с точки зре­ния психических функций человека, процессов, протекающих в нервной системе; мышления с помощью средств и методов кибернетики.




Оглавление
Психология мышления.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ.
Психология и логика.
Ассоциативная теория мышления.
Бихевиоризм о мышлении как о поведении.
Мышление с позиций гештальтпсихологии.
Вюрцбургская школа психологии о мышлении.
Материалистическая психология и мышление.
Мышление в структуре психики.
Психологическая сущность мышления.
Специфика и особенности мышления.
Физиологические основы мышления.
Логические формы мышления.
Виды мышления.
Индивидуальные особенности и качества мышления.
Мотивация мышления.
Мышление как процесс.
Структура и этапы процесса мышления.
Мышление как процесс решения задач.
Мыслительные операции.
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ.
Развитие мышления в филогенезе.
Развитие мышления в онтогенезе.
Подход Ж.Пиаже.
Теория поэтапного формирования умственных действий.
Подход Л.С. Выготского.
Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития.
Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе.
Сходство и различие мышления человека и животных.
Диагностика умственного развития.
Система возрастной диагностики умственного развития.
Умственное развитие и интеллект.
Тестологические концепции интеллекта.
Особенности и условия творческого мышления.
Этапы и механизмы творческой деятельности.
Креативность и ее диагностика.
Психологическая сущность воображения.
Виды воображения.
Формы воображения.
Психологические механизмы воображения.
Нарушения мышления.
Патологии мышления.
Все страницы