Психология мышления. - Патологии мышления.

Патологии мышления.

Интеллектуальное поведение является продуктом длительного развития и имеет очень сложную психологическую структуру. Естественно, что всякое умственное недоразвитие, с одной стороны, и патологические изменения мозговой деятельности, с другой, неизбежно вызывают распад сложно построенной интеллектуальной деятельности.

Это можно наблюдать в наиболее отчетливых формах у умственно отсталого ребенка с мозговым недоразвитием и при старческой деменции, связанной с атрофией мозгового вещества.

Известно, что у умственно отсталого человека могут сохраниться все простейшие виды наглядного восприятия и действия, однако, структура интеллектуальной деятельности у него грубо недоразвивается. Это выражается в том, что человек с глубокими формами умственной отсталости оказывается не в состоянии хорошо проанализировать ситуации, выделить в ней существенные связи и отношения и заменяет сложно построенную интеллектуальную деятельность непосредственными импульсивными реакциями, которые целиком определяются поверхностными впечатлениями о ситуации.

При наиболее глубоких формах умственной отсталости человек не может установить даже наиболее простые отношения между частями воспринимаемой ситуации. Так, если перед ним несколько нитей, одна из которых привязана к привлекающему его предмету, он продолжает либо тянуться к этому предмету, игнорируя то, что он расположен от него далеко и даже не пытаясь его подтянуть за нить, либо тянет ту нить, которая зрительно расположена ближе к привлекающему предмету, игнорируя нить, к которой привязан объект, если только ее конец расположен дальше от него.

Дефекты интеллектуального поведения умственно отсталого человека легко видеть в опытах, где для его исследования применяются рычаги, и для получения цели надо не тянуть ручку рычага, а отталкивать ее от себя. Умственно отсталый человек оказавшись не в состоянии решить эту задачу, продолжает тянуть к себе ручку, несмотря на то, что цель ускользает от него. Аналогичная ситуация развертывается и в опыте с проблемным ящиком, предложенным А.Н.Леонтьевым. В него на глазах умственно отсталого человека кладется цель (например конфета), ящик запирается на рычаговый запор; открыть его можно либо нажимая через отверстие, расположенное непосредственно над запором (справа), или притягивая к себе рычаг через отверстие, расположенное с другой стороны (слева). Люди с глубокой формой умственной отсталости немогут это сделать, и если первое отверстие, расположенное непосредственно над запором закрыто, они не могут оторваться от манипуляций в непосредственной близости от запора и задача остается для них неразрешимой.

Аналогичные факты распада сложной интеллектуальной деятельности с выпадением анализа ситуации и вспомогательных операций наблюдаются при старческом слабоумии, наступающем в результате атрофии мозга (болезнь Пика). Описанные виды нарушения наглядной (практической) интеллектуальной деятельности носят общий характер и выражаются в общем распаде ее сложного строения и замене интеллектуальной деятельности непосредственными формами поведения, подчиненными наглядному впечатлению.

Иной характер могут носить нарушения интеллектуальной деятельности при локальных поражениях мозга. Здесь ограниченное поражение мозга устраняет лишь одно из условий, необходимых для осуществления сложной интеллектуальной деятельности, и поэтому нарушение интеллектуального поведения может носить частичный характер.

Примером могут служить нарушения интеллектуальной деятельности, возникающие при поражениях нижнетеменных (или теменно-затылочных) отделов коры. В этих случаях больной сохраняет данную ему задачу, но оказывается не в состоянии правильно организовать свою деятельность в пространстве: он путает правую и левую стороны, не может построить внутренней системы пространственных координат, и его операции в пространстве приобретают беспомощный характер. Такие люди не могут успешно справиться с любой задачей, требующей учета пространственных соотношений, и у них нарушаются все конструктивные операции. Они не могут составить фигуру из спичек, выложить рисунок из кубиков, построить большой куб из маленьких и т.д. Все эти задачи становятся доступными, если им даются вспомогательные пространственные схемы, ориентируясь на которые, они могут выполнить соответствующие операции.

Совершенно иной характер носит нарушение интеллектуального поведения у больных с поражениями лобных отделов мозга. Эти поражения приводят к тому, что задача, которая дается таким больным, оказывается очень нестойкой, вызванное намерение быстро исчезает, больные легко попадают под влияние непосредственных впечатлений, не могут выработать или удержать сложные программы деятельности и заменяют организованную интеллектуальную деятельность импульсивными действиями или стереотипным повторением раз возникших стереотипов.

В большинстве случаев выделяют следующие патологии мышления.

Дебильность (от лат. debilis - слабый) - задержка психического развития (слабость абстрактного мышления, неспособность подавлять свои влечения), относительно легкая степень олигофрении.

Деменция (от лат. de - отрицание, mеns - ум) - приобретенное(врожденное, либо вследствие заболеваний) слабоумие, глубокий, малообратимый дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, утрате ранее приобретенных знаний и др.

Имбецильность (от лат. imbecillus - слабый, немощный) - выраженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении.



Оглавление
Психология мышления.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ.
Психология и логика.
Ассоциативная теория мышления.
Бихевиоризм о мышлении как о поведении.
Мышление с позиций гештальтпсихологии.
Вюрцбургская школа психологии о мышлении.
Материалистическая психология и мышление.
Мышление в структуре психики.
Психологическая сущность мышления.
Специфика и особенности мышления.
Физиологические основы мышления.
Логические формы мышления.
Виды мышления.
Индивидуальные особенности и качества мышления.
Мотивация мышления.
Мышление как процесс.
Структура и этапы процесса мышления.
Мышление как процесс решения задач.
Мыслительные операции.
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ.
Развитие мышления в филогенезе.
Развитие мышления в онтогенезе.
Подход Ж.Пиаже.
Теория поэтапного формирования умственных действий.
Подход Л.С. Выготского.
Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития.
Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе.
Сходство и различие мышления человека и животных.
Диагностика умственного развития.
Система возрастной диагностики умственного развития.
Умственное развитие и интеллект.
Тестологические концепции интеллекта.
Особенности и условия творческого мышления.
Этапы и механизмы творческой деятельности.
Креативность и ее диагностика.
Психологическая сущность воображения.
Виды воображения.
Формы воображения.
Психологические механизмы воображения.
Нарушения мышления.
Патологии мышления.
Все страницы