Психология и логика.

Мышление является предметом изучения не только психологии, но также - и даже, прежде всего - диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную про­блематику или сферу исследования. Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии является протекание мыслительного процес­са, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвя­зи мышления с другими сторонами сознания.

Отличаясь, таким образом, друг от друга, психология мышления и логика, или теория познания, вместе с тем, теснейшим образом связаны друг с другом. Мышление как предмет психологического исследо­вания не может быть определено вне отношения мысли к бытию. Психология так же как и теория познания рассматривает мышление не в отрыве от бытия. Она изучает его как специальный предмет своего исследования. При этом психологическую науку интересует не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность проте­кания мыслительной деятельности индивида в специфическом отли­чии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними.

Основа для разрешения вопроса о соотношении логического и психологического, позволяющая вскрыть связи между ними, за­ложена уже в наших исходных положениях. Поскольку психическое, внутреннее определяется опосредованно через свое отношение к объективному, внешнему, логика вещей - объектов мысли - в силу этого входит в психику индивида заодно с их предметным содер­жанием и более или менее адекватно осознается в его мышлении. Поэтому логическое, никак не растворяясь в субъективно психо­логическом (в духе психологизма) и не противостоя извне всему психологическому (в духе антипсихологизма), входит определяющим началом в сознание индивида.

Психология мышления не может быть сведена, таким образом, к логике, но вместе с тем психологическая трактовка мышления не может быть и оторвана от определения объективной сущности мышления в логике. И действительно, психология мышления всегда исходит и неизбежно должна исходить из той или иной фило­софской, логической, методологической концепции.

Эта связь психологии с логикой, теорией познания и с фило­софией отчетливо проявляется в истории психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской шко­лы - из идеалистической философии гуссерлианства, трактовка мышления в американской пси­хологии опре­делялась философией прагматизма. Наша отечественная психология мышления исходит из диалектической логики.

В изучении мышления осо­бенно отчетливо проявилась борьба между материализмом и идеализ­мом. Исследование мышления занима­ет одно из центральных мест во всех философских учениях, как прошлого, так и настоящего.

Мышление в насто­ящее время исследуется не только психологией, но и различными други­ми науками - философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвис­тикой и т.д.

Начиная с XVII в. и вплоть до XX в. проблемы мышления осознавались в логике эмпи­рических представлений о человеке и при­сущих ему способах отношения с внешним миром. Согласно этой логике, способной воспроизвести лишь пространственные взаимодействия “готовых систем”, неиз­менные, как бы навечно дарованные чело­веку Богом или природой его познаватель­ные способности противостоят столь же неизменным свойствам объектов. К родо­вым познавательным способностям отно­сили: созерцание (способность сенсорной системы осуществлять в контакте с объек­тами их образно-чувственное отражение), мышление и рефлексию (способность субъекта оценивать свои врожденные фор­мы психической активности и соотносить с ними факты перцепции и выводы мыс­ли). Мышлению оставалась роль регистратора и классификатора чувственных (в наблюде­нии, в опыте, в эксперименте полученных) данных. Здесь мышление - это прежде всего про­цесс обобщения их, осуществляемый якобы путем абстрагирования от их несуществен­ных особенностей с помощью таких мыс­лительных операций, как анализ и синтез, сравнение и классификация.




Оглавление
Психология мышления.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ.
Психология и логика.
Ассоциативная теория мышления.
Бихевиоризм о мышлении как о поведении.
Мышление с позиций гештальтпсихологии.
Вюрцбургская школа психологии о мышлении.
Материалистическая психология и мышление.
Мышление в структуре психики.
Психологическая сущность мышления.
Специфика и особенности мышления.
Физиологические основы мышления.
Логические формы мышления.
Виды мышления.
Индивидуальные особенности и качества мышления.
Мотивация мышления.
Мышление как процесс.
Структура и этапы процесса мышления.
Мышление как процесс решения задач.
Мыслительные операции.
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ.
Развитие мышления в филогенезе.
Развитие мышления в онтогенезе.
Подход Ж.Пиаже.
Теория поэтапного формирования умственных действий.
Подход Л.С. Выготского.
Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития.
Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе.
Сходство и различие мышления человека и животных.
Диагностика умственного развития.
Система возрастной диагностики умственного развития.
Умственное развитие и интеллект.
Тестологические концепции интеллекта.
Особенности и условия творческого мышления.
Этапы и механизмы творческой деятельности.
Креативность и ее диагностика.
Психологическая сущность воображения.
Виды воображения.
Формы воображения.
Психологические механизмы воображения.
Нарушения мышления.
Патологии мышления.
Все страницы