Структура и этапы процесса мышления.

В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основ­ных этапов или фаз.

Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удив­ления, вызван­ного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Это удив­ление может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения. Таким образом, проблемная ситуация может сначала возникнуть в действенном плане. Затруд­нения в плане действия сигнализируют проблемную ситуацию, а удивление дает почувствовать ее. Но необходимо еще осмыслить проблему как таковую. Это требует работы мысли. Поэтому, когда проблемная ситуация изображается как начало, как отправ­ной пункт мышления, не следует представлять себе это так, будто проблема должна быть всегда дана в готовом виде предварительно, до мышления, и мыслительный процесс начинается лишь после того, как она установлена. Уже здесь с первого же шага приходится убедиться в том, что в процессе мышления все моменты его на­ходятся во внутренней диалектической взаимосвязи, не позволяющей механически их разрывать и рядополагать в линейной последо­вательности. Сама постановка проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы.

Под проблемой обычно понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характерис­тики: цель (ориентировочную основу для решения задач); условия, в которых задается дан­ная цель; потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредствен­но из условий. Нет проблемы там, где отсутствует недостаток информации и неудовлет­воренность потребностей. То, что яв­ляется проблемой для данного чело­века, для другого может и не быть ею. Мыслительная деятельность, свя­занная с внезапным решением про­блемы, называется эвристической. Эв­ристика - наука о закономер­ностях мыслительного поиска. От осознания проблемы человек переходит к принятию решения.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Разрешение проблемы совершается различными и очень многообраз­ными способами - в зависимости, прежде всего от характера самой проблемы. Есть проблемы, для решения которых все данные заключены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Таким образом, внутри первоначально намеченной сферы совер­шаются дальнейшие мыслительные операции, дифференцирующие тот круг знаний, с которым соотносится данная проблема. Решение или попытка разрешить проблему предполагает обычно привлечение тех или иных положенийиз уже имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения.

Решение очень сложной проблемы, впервые возникая в уме, обыч­но сначала намечается в результате учета и сопоставления части условий, которые берутся в качестве исходных. Спрашивается: не расходится ли намечающееся решение с остальными условиями? Когда перед мыслью встает этот вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осозна­ется как гипотеза. Этот этап процесса мышления называется этапом выдвижения гипотез. Решение некоторых, особенно сложных, задач совершается на основе таких гипотез. Осознание наметившегося решения гипотезы, т.е. как предположения, порождает потребность в проверке гипотезы. Эта потребность становится особенно острой, когда на основе предварительного учета условий задачи перед мыслью встает несколько возможных ее решений или гипотез. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем боль­шим количеством контрольных инстанций, опорных точек для провер­ки и критики своих гипотез располагает мысль.

Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс при­ходит к завершающей фазе - к окончательному, в пределах данно­го мыслительного процесса, суждению по данному вопросу, фикси­рующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы спускается более или менее непосредственно в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи - развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.

Мыслительный процесс как разрешение проблемной ситуации осуществляется в общих чер­тах по следующей схеме (см. рис.9):


Рис. 9. Этапы разрешения проблемной ситуации.

- Осознание проблемной ситуации - первый этап разрешения проблемы.

- На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В резуль­тате проблема превращается в задачу.

- На третьем этапе происхо­дит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе за­дач, исходя из предшествующего опыта).

- На четвертом этапе по­являются гипотезы как предположения о способах решения за­дач.

- Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы.

- Шестой этап - ее проверка. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.

С позиции теории функциональных систем П.К.Анохина основные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта. Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез выбирает зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существенно определяется доминирующей мотивацией. Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются некоторые представления о том, что прежде всего следует подтвердить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит замыслы доказательств и проверок. Выполнение конкретного доказательства, которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления реального действия. В случае неудачи активируется ориентировочно-исследовательская деятельность субъекта. Она приводит к изменению содержания акцептора результатов, а также эфферентного синтеза. Возникают новые замыслы, идеи, и возможно, привлекаются иные способы доказательств.




Оглавление
Психология мышления.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ.
Психология и логика.
Ассоциативная теория мышления.
Бихевиоризм о мышлении как о поведении.
Мышление с позиций гештальтпсихологии.
Вюрцбургская школа психологии о мышлении.
Материалистическая психология и мышление.
Мышление в структуре психики.
Психологическая сущность мышления.
Специфика и особенности мышления.
Физиологические основы мышления.
Логические формы мышления.
Виды мышления.
Индивидуальные особенности и качества мышления.
Мотивация мышления.
Мышление как процесс.
Структура и этапы процесса мышления.
Мышление как процесс решения задач.
Мыслительные операции.
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ.
Развитие мышления в филогенезе.
Развитие мышления в онтогенезе.
Подход Ж.Пиаже.
Теория поэтапного формирования умственных действий.
Подход Л.С. Выготского.
Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития.
Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе.
Сходство и различие мышления человека и животных.
Диагностика умственного развития.
Система возрастной диагностики умственного развития.
Умственное развитие и интеллект.
Тестологические концепции интеллекта.
Особенности и условия творческого мышления.
Этапы и механизмы творческой деятельности.
Креативность и ее диагностика.
Психологическая сущность воображения.
Виды воображения.
Формы воображения.
Психологические механизмы воображения.
Нарушения мышления.
Патологии мышления.
Все страницы