Тестологические концепции интеллекта.

Основоположник факторной теории интеллекта Ч.Спирмен занимался проблемами профессио­нальных способностей (математических, литератур­ных и прочих). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия, тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, лица, не достигшие успехов в тестах на мышление, плохо справляются с большинством тестов. Ч.Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 1) некий общий фактор, общая способность; 2) фактор, специфический для данной деятельности.

Соответственно при выполнении тестов успех реше­ния зависит от уровня развития у испытуемого об­щей способности (генеральногофактора “G”) и соответствующей специальной способности (S-фактора).

“G-фактор” определяется Спирменом как общая “умственная энергия”, которой в равной мере на­делены люди, но которая влияет на успех выполне­ния любой деятельности.

Исследования соотношений общих и специфиче­ских факторов при решении различных задач позво­лили Спирмену установить, что роль “G-фактора” мак­симальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий.

Из теории Ч.Спирмена вытекает ряд важных следствий.

Во-первых, единственное, что объединяет успешность решения самых различных тестов, - это фактор общей умственной энергии.

Во-вторых, корреляции результатов выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны быть положительными.

В-третьих, для тестирования фак­тора G лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений.

Г.Айзенк интерпре­тирует “G-фактор” как скорость переработки инфор­мации центральной нервной системой (умственный темп). Умственный темп - общая психофизиологическая особенность индивида, предопределяющая высокую скорость переработки разнообразной информации.

Он установил чрезвычайно высокие корреляции между IQ, определяемым по высокоско­ростным тестам интеллекта, временными параметрами и вариабельностью вызванных потенциалов мозга, а также минимальным временем, которое необходимо человеку для распознавания простого изображения (при тахистоскопическом предъявлении). Однако гипотеза “скорости переработки информации моз­гом” не имеет пока серьезных нейрофизиологических аргументов.

Специальные способности бурно стали изучаться с появлением факторного анализа. Л.Терстоун предложил метод группировки тестов на основе матриц корреляций между всеми парами тестов, включенных в единую батарею. Этот метод позволяет выделить несколько независимых “латентных” факторов, определяющих взаимосвязи результатов выполнения различных тестов. Первоначально Л.Терстоун выделил 12 факторов, из которых наиболее часто в исследованиях воспроизводились 7:

V. Словесное понимание - тестируется задания­ми на понимание текста, словесные аналогии, вер­бальное мышление, интерпретацию пословиц и т. д.

W. Речевая беглость - измеряется тестами на нахождение рифмы, называние слов определенной категории и т. д.

N. Числовой фактор - тестируется заданиями на скорость и точность арифметических вычислений.

S. Пространственный фактор - делится на два подфактора. Первый - определяет успешность и ско­рость восприятия пространственныхотношений (вос­приятие жестких геометрических фигур на плоскос­ти). Второй - связан с мысленным манипулированием зрительными представлениями в трехмерном про­странстве.

М. Ассоциативная память - измеряется тестами на механическое запоминание ассоциативных пар.

Р. Скорость восприятия: определяется по быстро­му и точному восприятию деталей, сходств и разли­чий в изображениях. Терстоун разделяет вербальный (“вос­приятие клерка”) и “образный” подфакторы.

I. Индуктивный фактор - тестируется задания­ми на нахождение правила и на завершение после­довательности.

Факторы, обнаруженные Л.Терстоуном, как по­казали данные дальнейших исследований, оказались зависимыми (неортогональными). “Первичные ум­ственные способности” коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого “G - ­фактора”.

На основе многофакторной теории интеллекта и ее модификаций разработаны многочисленные тесты структуры способностей. К числу наиболее распрос­траненных относятся Батарея Тестов Общих Способ­ностей (GABT), Тест структуры интеллекта - Амтхауэра и ряд других.

Дж.Гилфорд предложил модель “структуры ин­теллекта” SOI, систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей. По своей имплицитной структуре модель является необихеви­ористской, основанной на схеме “стимул – латент­ная операция – реакция”. Место стимула в модели Дж.Гилфорда занимает “содержание”, “операция” – способность испытуемого, а “реакция” – результат применения операции к материалу. Факторы в мо­дели независимы. Таким образом, модель является трехмерной, хотя отдельные измерения модели – классификационные шкалы наименований.

Под опе­рацией Дж.Гилфорд понимает умение испытуемого, точнее - психический процесс: понятие (в качестве познания), память (сохранение познанного), дивергентная продуктивность (мышление в различных направлениях), конвергентная продук­тивность (мышление, которое приводит к одному правильному ответу), оценивание.

Содержание определяется природой материала или информации, с которой производится операция: изо­бражение, символы (буквы, числа), семантика (сло­ва), поведение (сведения о людях).

Результаты - форма, в которой информация об­рабатывается испытуемым: элемент, классы, отно­шения, системы, типы преобразований и выводы.

Каждый фактор характеризуется сочетанием ка­тегорий из каждого измерения. Всего в классифика­ционной схеме Дж.Гилфорда 5 ? 4 ? 6 = 120 факторов.

В настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т.е. подобраны соответствующие тесты для их диагностики. Концепция Дж.Гилфорда ши­роко используется в США, особенно в работе педаго­гов с одаренными детьми и подростками. На ее ос­нове созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать и направлять его на развитие способностей. Главным достижением Дж.Гилфорда многие исследователи считают разде­ление дивергентного и конвергентного мыш­ления.

В предложенной Р.Кэттеллом модели выделено три вида интеллектуальных способностей: общие, пар­циальные (частные) и факторы операции.

Два фактора Р.Кэттелл назвал “связанным” интеллектом и “свободным” (или “текучим”) интеллектом. Фактор “связанного интеллекта” опре­деляется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретенных в ходе социали­зации: с раннего детства до конца жизни, т.е. мерой овладения культурой того общества, к которо­му принадлежит индивид.

С точки зрения Р.Кэттелла, “свободный” интеллект независим от приобщенности к культуре. Его уро­вень определяется общим развитием “третичных” ассоциативных зон коры больших полушарий голов­ного мозга, и проявляется он при решении перцеп­тивных задач, когда от испытуемого требуется вос­принять и найти отношение элементов.

Парциальные (частные) факторы определяют­ся уровнем развития отдельных сенсорных и мотор­ных зон коры больших полушарий. Сам Р. Кэттелл выделил лишь один парциальный фактор - визуа­лизации, который способствует манипулированию зрительными образами.

Наименее ясно понятие фак­торов-операций: Кэттелл интерпретирует их в качес­тве отдельных приобретенных навыков для решения конкретных задач.

По мнению многих авторов, фактор “свободного интеллекта”, по Р. Кэттеллу, тождествен фактору “G” Спирмена, а первичные факторы Л. Терстоуна соот­ветствуют факторам-операциям модели Кэттелла.

Р.Кэттелл попытался сконструировать тест, сво­бодный от влияния культуры, на весьма специфи­ческом пространственно-геометрическом материале (“Тест интеллекта, свободный от культуры”, CFIT). Тест был опубликован в 1958 г. Р.Кэттелл раз­работал три варианта этого теста:

1) для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрос­лых;

2) две параллельные формы (А и В) для детей 8— 12 лет и взрослых, не имеющих высшего образова­ния;

3) две параллельные формы (А и В) для учащих­ся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием.

В иерархических моделях факторы способ­ности помещаются на разных “этажах” иерархии, определяемых уровнем обобщенности фактора.

Типичной и наиболее популярной в литературе является модель Ф.Вернона. На вершине иерархии располагается генеральный фактор по Спирмену (G-фактор) (см. рис.16).


Рис.16. Иерархическая модель Ф.Вернона

На следующем уровне находятся два основных группо­вых фактора: вербально-образовательные способнос­ти (близкие к тому, что называется “словесно-логи­ческим” мышлением в терминах отечественной психологии) и практико-технические способности (близкие к наглядно-действенному мышлению). На третьем уровне находятся специальные способности (S): техническое мышление, арифметическая способность и т.д. и, наконец, в низу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы, на диагностику которых направлены различные тесты.

Иерархическая модель получила широкое распространение благодаря тестам, в пер­вую очередь, тестам Д.Векслера, которые были со­зданы на ее основе.



Оглавление
Психология мышления.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ.
Психология и логика.
Ассоциативная теория мышления.
Бихевиоризм о мышлении как о поведении.
Мышление с позиций гештальтпсихологии.
Вюрцбургская школа психологии о мышлении.
Материалистическая психология и мышление.
Мышление в структуре психики.
Психологическая сущность мышления.
Специфика и особенности мышления.
Физиологические основы мышления.
Логические формы мышления.
Виды мышления.
Индивидуальные особенности и качества мышления.
Мотивация мышления.
Мышление как процесс.
Структура и этапы процесса мышления.
Мышление как процесс решения задач.
Мыслительные операции.
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ.
Развитие мышления в филогенезе.
Развитие мышления в онтогенезе.
Подход Ж.Пиаже.
Теория поэтапного формирования умственных действий.
Подход Л.С. Выготского.
Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития.
Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе.
Сходство и различие мышления человека и животных.
Диагностика умственного развития.
Система возрастной диагностики умственного развития.
Умственное развитие и интеллект.
Тестологические концепции интеллекта.
Особенности и условия творческого мышления.
Этапы и механизмы творческой деятельности.
Креативность и ее диагностика.
Психологическая сущность воображения.
Виды воображения.
Формы воображения.
Психологические механизмы воображения.
Нарушения мышления.
Патологии мышления.
Все страницы