Мотивация в отечественной психологии.

Отечественные психологи в основном занимались онтогенетическим развитием мотивации.

Ознакомимся с понятием ведущей деятельности, введенным А.Н.Леонтьевым. Ведущая деятельность имеет три признака: 1) в деятельности формируются психические новообразования, 2) в ней закладываются основы личности, 3) она зарождает новую ведущую деятельность. В ведущей деятельности реализуются типичные для данной стадии развития отношения ребенка с миром и осуществлются основные изменения его психики. В процессе ведущей деятельности осуществляется усвоения детьми социального опыта.

По Д.Б. Эльконину все возможные виды ведущей деятельности можно распределить на два типа:

1) деятельность, в которой происходит развитие познавательной сферы;

2) деятельность, способствующая развитию мотивационно-потребностной сферы.

В онтогенезе эти два типа деятельности чередуются согласно определенной логике.

1. Младенчество (до 1 года). Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Развивается мотивация (что очень важно и ценно для данного возраста). Ребёнок желает больше, чем может, отсюда жизнь толкает на подвиг саморазвития для удовлетворения потребностей

2. Ранний возраст (1-3 года). Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Развивается познавательная сфера. В процессе предметной деятельности у детей интенсивно развивается восприятие, а затем наглядно-действенное мышление (сенсомоторный интеллект, по Ж. Пиаже). Любая смена ведущей деятельности сопровождается кризисами. Здесь присутствует кризис трех лет (его основные характеристики: у ребенка появляется негативизм, капризы, вредность, наблюдается феномен “Я сам”).

3. Дошкольный возраст (3—7 лет). Ведущая деятельность – игровая. Ролевая игра по Л.С.Выготскому – это игра социальная не только по своим мотивам, но и по структуре и способам осуществления. В игре формируется речевое мышление, произвольная регуляция действий. В игре происходит активное присвоение социального опыта.

4. Младший школьный возраст (7—11 лет). Ведущая деятельность – учебная. Усвоение навыков чтения, письма, счета. Новообразования – понятийное мышление, произвольное внимание, логическая память.

5. Подростковый возраст (11—15 лет). Ведущая деятельность – интимно-личностное общение.

6. Старший школьный возраст (15—18 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Затем – трудовая.

Следует отметить, что по В.К. Вилюнасу, который обобщил и создал четкую концепцию развития мотивации животных и человека, мотивационно-потребностная сфера развивается благодаря возникновению новых мотивов. Источниками их возникновения являются:

1) для природного организма – базовые потребности, первичные нужды;

2) для социального индивида – социальные факты, нормы;

3) для личности – мир культурных предметов.

Эти первичные источники должны быть доопределены, т.е. получить дальнейшее уточнение в жизни субъекта.



Оглавление
Психология мотивации.
Понятие потребности, мотива, мотивации. Строение потребностно-мотивационной сферы.
Эволюционное развитие потребностей и их актуализация. Мотивационные установки.
Возможные основания классификации мотивов.
Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ: ИНСТИНКТЫ.
Отличительные характеристики мотивации человека.
Проблема базовых потребностей человека.
Мотивационное обусловливание.
Мотивационное опосредствование.
Эмоциональное переключение.
Мотивационная фиксация.
Мотивационная суммация.
Мотивация в бихевиоризме.
Классический психоанализ.
Неофрейдизм.
Исследование мотивации в школе К. Левина. Ситуативная мотивация и ее исследования.
Мотивация в отечественной психологии.
Мотивация отдельных видов деятельности.
Влияние мотивации на деятельность. Закон Йеркса—Додсона.
Все страницы