Психология мотивации. - Неофрейдизм.


Неофрейдизм.

Согласно Альфреду Адлеру, основным мотивом человеческих действий выступает потребность в компенсации чувства собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Адлер пришел к выводу о том, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни, это “нечто, без чего жизнь человека невозможно представить”. Эта “великая потребность возвыситься”, идти от несовершенства к совершенству и от неспособности до развития способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у всех людей. Трудно переоценить значение, которое Адлер придавал этой движущей силе.

Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным и что это стремление есть сама жизнь. Но от рождения оно присутствует в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Следовательно, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. Адлер полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству. Будучи неясной и в основном неосознанной в начале своего формирования в детские годы, это жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл.

Адлер рассматривал стремление к превосходству как единый фундаментальный мотив, а не как комбинацию отдельных побуждений. Этот мотив выражается в осознании ребенком того, что он бессилен и малоценен по сравнению с теми, кто его окружает. Адлер установил, что это стремление вперед и вверх по своей природе универсально: оно является общим для всех, присутствует в норме и патологии. Превосходство как цель может принимать негативное (деструктивное) и позитивное (конструктивное) направление. Негативное направление обнаруживается у людей со слабой способностью к адаптации. Они борются за превосходство посредством эгоистичного поведения и озабоченности достижением личной славы за счет других. Хорошо приспосабливающиеся люди, наоборот, проявляют свое стремление к превосходству в позитивном направлении, так, чтобы оно соотносилось с благополучием других людей. Адлер утверждал, что стремление к превосходству сопряжено с большими энергетическими усилиями. Но в результате уровень напряжения у индивида скорее растет, чем снижается. Стремление к превосходству проявляется как на уровне индивида, так и на уровне общества. Люди стремятся стать совершенными не только как индивиды или члены общества – они стремятся совершенствовать саму культуру общества.

Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство. Согласно Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный тип.



Оглавление
Психология мотивации.
Понятие потребности, мотива, мотивации. Строение потребностно-мотивационной сферы.
Эволюционное развитие потребностей и их актуализация. Мотивационные установки.
Возможные основания классификации мотивов.
Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ: ИНСТИНКТЫ.
Отличительные характеристики мотивации человека.
Проблема базовых потребностей человека.
Мотивационное обусловливание.
Мотивационное опосредствование.
Эмоциональное переключение.
Мотивационная фиксация.
Мотивационная суммация.
Мотивация в бихевиоризме.
Классический психоанализ.
Неофрейдизм.
Исследование мотивации в школе К. Левина. Ситуативная мотивация и ее исследования.
Мотивация в отечественной психологии.
Мотивация отдельных видов деятельности.
Влияние мотивации на деятельность. Закон Йеркса—Додсона.
Все страницы