Психология речи. - Психофизиологические механизмы речи.



Психофизиологические механизмы речи.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

1) энергетическая система дыхательных органов (дыхательный отдел), необходимая для возникновения звука, легкие и главная дыхательная мышца - диа­фрагма;

2) генераторная система (голосовой отдел) - звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

3) резонаторная система (артикуляционный отдел) - носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

К мозговым центрам речи относятся:

1) левое полушарие головного мозга;

2) слухоречевая зона коры больших полушарий - задняя часть височной извилины, так называемый центр Вернике;

3) зона Брока, расположенная в нижних отделах третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием определен­ных физиологических механизмов.

1) Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синтаг­матические механизмы отражают динамическую организацию речево­го высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические механизмы отражают связь задних от­делов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляци­онным, семантическим и т. д.).

2) Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого со­общения возможен лишь после преобразования речевого сигнала. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонема­тической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигна­лам и действуют на основе построения определенной модели опозна­ния слов.

3) Механизмы организации речевого ответа. У взрослого человека, вла­деющего языком, восприятие и произношение опосредуется внутрен­ними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Речь – сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.


Рис.13. Физиологические основы речи




Оглавление
Оглавление
Психология речи.
Проблема языка и сознания.
Речь и общение.
Развитие коммуникации в филогенезе.
Виды и функции речи.
Основные психологические теории, рассматривающие процесс формирования речи.
Теории научения.
Преформистская теория развития речи.
Конструктивистская теория усвоения языка.
Релятивистские теории языка.
Этапы построения развернутой речи.
Роль речи в протекании психических процессов.
Речь как инструмент мышления.
Соотношение мышления и речи.
Анатомо-физиологические механизмы речи.
Строение речевого аппарата.
Психофизиологические механизмы речи.
Вторая сигнальная система.
Взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
Межполушарная асимметрия и речь.
Особенности развития речи в онтогенезе.
ПРОБЛЕМА ЕДИНИЦ ЯЗЫК.
Слово как единица речи.
Значение слова.
Фраза как единица высказывания.
Текст как объект анализа психолингвистического и психологического подходов.
Аспект текстовой формы.
Исследовательские подходы к изучению речи.
Исследования речи как акустического явления.
Психолингвистическое исследование речи.
Лингвистическое исследование речи.
Объективные методы изучения многомерных связей речи.
Норма и патология в речи.
Классификация форм речевой патологии.
Алалия (дефект речи).
Афазия (расстройство речи).
Расстройства активной речи (устной или письменной).
Нарушения восприятия речи.
Все страницы