Теории личности. - Инстинкты в действительности.


Инстинкты в действительности.

Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта - состояние организма или потребность, вызываю­щая это состояние. Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (например, голод или жажда). Четкого определения инстинктов смерти Фрейд не дал. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковре­менное состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуж­дения на некотором минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).

0бъект означает любого человека или предмет в окружающей среде, или что-то в собственном теле индивидуума, что обеспечивает удовлетворение (т.е. цель) инстинкта. Действия, ведущие к инстинктивному удовольствию, не обязательно всегда одни и те же. Фактически объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивидуумы способны откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени.

Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах: 1) привязки, или направления энергии на объект (катексис); 2) препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (антикатексис). Примером катексиса может служить эмоциональная привязан­ность к другим людям (т.е. перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный бастион психоаналити­ческого построения системы мотивации.

Наконец, стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенным образом путем наблюдения за количеством и видами препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели. Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции освобождение энергии и ослабление напряжения происходят благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного о6ъекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и таким образом сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте. Рассмотрим следующую не столь уж редкую ситуацию. Ваш начальник запугал вас мерами, которые последуют, если вы не .выполните свою работу. Вы приходите домой, хлопаете дверью, пинаете собаку и кричите на своего супруга. Что произошло? Вы выместили свою злость на объектах, не имеющих прямого отношения к вашему состоянию; это было непрямое выражение эмоций.

Фрейд считал, что многие социально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. Например, социализацию ребенка можно частично объяснить как результат последовательного смещения сексуальной потребности от одного объекта к другому, как того требуют родители и общество. Сходным образом расовые предрассудки и войны могут быть объяснены смещением агрессивных побуждений. Фрейд считал, что все устройство современной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, предметы и деятельность вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты.



Оглавление
Теории личности.
Топографическая модель.
Структура личности.
Инстинкты – движущая сила поведения.
Инстинкты в действительности.
Индивидуум как единое и самосогласующееся целое, а человеческая жизнь как активное стремление к совершенству.
Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое; социальная принадлежность индивидуума.
Чувство неполноценности и компенсация.
Комплекс неполноценности и его истоки.
Структура личности.
Архетипы.
Эго-направленность.
Психологические функции.
Эрик Эриксон: эго - теория личности.
Гуманистическая теория Эриха Фромма.
Механизмы бегства.
Позитивная свобода.
Экзистенциальные потребности человека.
Социокультурная теория личности Карен Хорни.
Развитие личности.
Базальная тревога: этиология неврозов.
Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги.
Ориентация на людей, от людей и против людей.
Психология личности в теории Гордона Олпорта.
Концепция черт личности.
Теория черт личности Рэймонда Кеттела.
Теория типов личности Ганса Айзенка.
Взгляд Скиннера на психологию личности.
Личность с точки зрения бихевиористского направления.
Респондентное и оперантное поведение.
Личностные конструкты: модели для действительности.
Формальные свойства конструктов.
Типы конструктов.
Гуманистическое направление в теории личности.
Индивидуум как единое целое.
Неуместность экспериментов на животных.
Внутренняя природа человечества и творческий потенциал.
Акцент на психическом здоровье.
Мотивация: иерархия потребностей.
Точка зрения Роджерса на природу человека.
Руководящий мотив в жизни: тенденция к актуализации.
Феноменологическая позиция Роджерса.
Все страницы