Личность с точки зрения бихевиористского направления.

Сейчас мы выяснили причины, по которым Скиннер обратился к эксперимен­тальному подходу для изучения поведения. А как же изучение личности? Или она совершенно исчезла в скиннеровском бескомпромиссном подчеркивании функционального, причинно-следственного анализа поведения? Короче говоря, его ответ на последний вопрос: «нет», если принимаются во внимание установленные научные критерии. Как мы убедились, Скиннер не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного анимизма, доктрины, заранее допускаю­щей существование чего-то похожего на дух, который изнутри двигает тело. И он не принял бы объяснение, подобное этому: «Преподобный Джонс и еще 980 членов секты „Народный храм” совершили самоубийство в джунглях Гайаны, потому что они были эмоционально неустойчивы».

Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный ана­лиз характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врож­денных способностей.

В поведенческом анализе человек рассматривается как «организм... который обладает приобретенным набором поведенческих реакций... [Он] - не порождающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Как таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет идентичного близнеца) не обладает его генетическими данными, и безоговорочно никто другой не имеет такого же личного прошлого, которое присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет себя таким же образом».

Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и ре­зультатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивиду­альные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведе­ние-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека - только терять время.



Оглавление
Теории личности.
Топографическая модель.
Структура личности.
Инстинкты – движущая сила поведения.
Инстинкты в действительности.
Индивидуум как единое и самосогласующееся целое, а человеческая жизнь как активное стремление к совершенству.
Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое; социальная принадлежность индивидуума.
Чувство неполноценности и компенсация.
Комплекс неполноценности и его истоки.
Структура личности.
Архетипы.
Эго-направленность.
Психологические функции.
Эрик Эриксон: эго - теория личности.
Гуманистическая теория Эриха Фромма.
Механизмы бегства.
Позитивная свобода.
Экзистенциальные потребности человека.
Социокультурная теория личности Карен Хорни.
Развитие личности.
Базальная тревога: этиология неврозов.
Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги.
Ориентация на людей, от людей и против людей.
Психология личности в теории Гордона Олпорта.
Концепция черт личности.
Теория черт личности Рэймонда Кеттела.
Теория типов личности Ганса Айзенка.
Взгляд Скиннера на психологию личности.
Личность с точки зрения бихевиористского направления.
Респондентное и оперантное поведение.
Личностные конструкты: модели для действительности.
Формальные свойства конструктов.
Типы конструктов.
Гуманистическое направление в теории личности.
Индивидуум как единое целое.
Неуместность экспериментов на животных.
Внутренняя природа человечества и творческий потенциал.
Акцент на психическом здоровье.
Мотивация: иерархия потребностей.
Точка зрения Роджерса на природу человека.
Руководящий мотив в жизни: тенденция к актуализации.
Феноменологическая позиция Роджерса.
Все страницы