Теории личности. - Развитие личности.


Развитие личности.

Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для фор­мирования структуры и функционирования личности у взрослого. Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейше­го развития личности. Согласно ее убеждениям решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей для обеспечения физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании лич­ности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В дан­ном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероят­нее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родите­лей препятствует удовлетворе­нию потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей мо­гут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сума­сбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а так­же явное предпочтение его братьям и сестрам. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей явля­ется развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребе­нок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направля­ется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой - подавление враждебных чувств по отноше­нию к родителям, чтобы выжить.

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они про­являются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциаль­но опасного мира. Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из осново­полагающих концепций Хорни.



Оглавление
Теории личности.
Топографическая модель.
Структура личности.
Инстинкты – движущая сила поведения.
Инстинкты в действительности.
Индивидуум как единое и самосогласующееся целое, а человеческая жизнь как активное стремление к совершенству.
Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое; социальная принадлежность индивидуума.
Чувство неполноценности и компенсация.
Комплекс неполноценности и его истоки.
Структура личности.
Архетипы.
Эго-направленность.
Психологические функции.
Эрик Эриксон: эго - теория личности.
Гуманистическая теория Эриха Фромма.
Механизмы бегства.
Позитивная свобода.
Экзистенциальные потребности человека.
Социокультурная теория личности Карен Хорни.
Развитие личности.
Базальная тревога: этиология неврозов.
Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги.
Ориентация на людей, от людей и против людей.
Психология личности в теории Гордона Олпорта.
Концепция черт личности.
Теория черт личности Рэймонда Кеттела.
Теория типов личности Ганса Айзенка.
Взгляд Скиннера на психологию личности.
Личность с точки зрения бихевиористского направления.
Респондентное и оперантное поведение.
Личностные конструкты: модели для действительности.
Формальные свойства конструктов.
Типы конструктов.
Гуманистическое направление в теории личности.
Индивидуум как единое целое.
Неуместность экспериментов на животных.
Внутренняя природа человечества и творческий потенциал.
Акцент на психическом здоровье.
Мотивация: иерархия потребностей.
Точка зрения Роджерса на природу человека.
Руководящий мотив в жизни: тенденция к актуализации.
Феноменологическая позиция Роджерса.
Все страницы