Теории личности. - Внутренняя природа человечества и творческий потенциал.


Внутренняя природа человечества и творческий потенциал.

Теория Фрейда недвусмысленно допу­скала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Более того, Фрейд утверждал, что если не контролировать инстинктивные им­пульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя. Справедли­ва или нет эта точка зрения, но Фрейд мало верил в добродетель человека и с пессимизмом размышлял о его судьбе. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Возможно, вы захотите оспорить эту точку зрения, если во вре­мя вечерней прогулки в парке на вас нападут грабители. Однако, по мнению Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудов­летворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможно­сти для позитивного роста и совершенство­вания. Именно такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество Маслоу придерживался всю жизнь.

Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универ­сальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал, описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека. Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствую­щую во всех людях от рождения. Это естественно: деревья дают листья, птицы летают, люди творят. Однако он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует офи­циальное образование). К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую, наивную и непосредствен­ную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, способны со временем восстановить его. По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полот­на. Сравнительно немногие люди делают это. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Следователь­но, например, могут быть творческими диск-жокеи, программисты, бизнесмены, про­давцы, клерки и даже профессора колледжа.



Оглавление
Теории личности.
Топографическая модель.
Структура личности.
Инстинкты – движущая сила поведения.
Инстинкты в действительности.
Индивидуум как единое и самосогласующееся целое, а человеческая жизнь как активное стремление к совершенству.
Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое; социальная принадлежность индивидуума.
Чувство неполноценности и компенсация.
Комплекс неполноценности и его истоки.
Структура личности.
Архетипы.
Эго-направленность.
Психологические функции.
Эрик Эриксон: эго - теория личности.
Гуманистическая теория Эриха Фромма.
Механизмы бегства.
Позитивная свобода.
Экзистенциальные потребности человека.
Социокультурная теория личности Карен Хорни.
Развитие личности.
Базальная тревога: этиология неврозов.
Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги.
Ориентация на людей, от людей и против людей.
Психология личности в теории Гордона Олпорта.
Концепция черт личности.
Теория черт личности Рэймонда Кеттела.
Теория типов личности Ганса Айзенка.
Взгляд Скиннера на психологию личности.
Личность с точки зрения бихевиористского направления.
Респондентное и оперантное поведение.
Личностные конструкты: модели для действительности.
Формальные свойства конструктов.
Типы конструктов.
Гуманистическое направление в теории личности.
Индивидуум как единое целое.
Неуместность экспериментов на животных.
Внутренняя природа человечества и творческий потенциал.
Акцент на психическом здоровье.
Мотивация: иерархия потребностей.
Точка зрения Роджерса на природу человека.
Руководящий мотив в жизни: тенденция к актуализации.
Феноменологическая позиция Роджерса.
Все страницы