Общие основы педагогики. - Воспитательная работа детских и подростковых организаций.

Воспитательная работа детских и подростковых организаций.

Социально-экономические и общественно-политические процессы, происходящие в нашей стране, коренным образом изменили ситуацию в детском общественном движении, обусловили его демонополизацию и дифференциацию. Возникло множество других новых детских объединений, вместе с тем возрождаются и некоторые ранее действующие организации, в частности скауты. Заметно возросло число религиозных детских объединений. Расширяют сферу своей деятельности патриотические, милосерднические, экологические, спортивные и другие ассоциации, объединения на основе общности интересов.

Анализ современного опыта позволяет выявить следующие позитивные тенденции в детском общественном движении:

· отход от единых программ; вариативный подход с учетом особенностей конкретной организации, объединения, местных условий; реальная возможность выбора программ;

· ориентация на гармоничное сочетание общественных и личных интересов участников; необходимость взаимодействия детского коллектива и личности;

· активизация процесса создания самоорганизующихся самодеятельных (первичных) детских объединений по месту жительства (как педагогически организованной среды жизнедеятельности детей);

· тенденция роста на базе детского движения “ассоциативных”, более демократичных, жестко не структурированных форм, разнообразных по своей основной направленности, по содержанию деятельности (социально, профессионально, личностно ориентированных, многопрофильных и однопрофильных).

Помочь педагогу разобраться в многообразии современных детских объединений может классификация их по определенным критериям. Так, с точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются объединения: 1) ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал (представлены прежде всего объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации); 2) социально-индивидуальной направленности (главным образом, скаутские организации); 3) связанные с начальной профессиональной подготовкой детей (“Бизнес-клубы”, “Школы предпринимателей”, “Лиги юных журналистов” и т.д.); 4) гражданско-патриотической направленности (клубы юнармейцев, друзей милиции, юных десантников и т.д.); 5) культурологического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов); 6) стремящиеся к утверждению здорового образа жизни в молодежной среде (спортивные, туристские).

По идеологическому признаку существующие детские общественные объединения можно разделить на светские и религиозные, общечеловеческой и национальной ориентации. Так, “Союз православных скаутов” – это религиозная структура, действующая под руководством православной церкви. Определенная группа пионерских объединений ориентирована на социалистические идеалы и принципы.

По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются объединения: а) относительно самостоятельные, имеющие юридический статус и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнеры; б) существующие в качестве “членской базы” многочисленных взрослых общественных организаций или движений (например, экологического).

Детские общественные объединения различаются и по характеру взаимосвязи с государственными и общественными структурами. Многие объединения сегодня стали органичной частью многих школ и учреждений дополнительного образования. Чаще всего формами их работы в школах выступают органы детского самоуправления (советы, штабы, комитеты), клубы по различным направлениям образовательного процесса (в рамках государственных стандартов, региональных и школьных компонентов учебного плана), временные группы, созданные для подготовки и проведения коллективных творческих дел. В свою очередь, учреждения дополнительного образования сегодня являются базой сохранения детского движения, подготовки и профессионального совершенствования его лидеров.

Решающую роль в детском общественном объединении играет личность взрослого лидера (организатора, руководителя, вожатого). От его взглядов, гражданской позиции, увлечений и профессионализма зависит судьба детского объединения (в первую очередь это касается тех, что возникают вне школ и учреждений дополнительного образования). Взрослым в таких детских объединениях фактически предоставлена почти полная свобода. При этом резко снижается роль профессиональных педагогов, конкурентами или союзниками им становятся служители церкви, представители финансовых и частных структур.

Сложившееся положение в детском движении изменяет позицию органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений по отношению к детским организациям. Суть этой позиции состоит прежде всего в сохранении и развитии детского движения. Такое отношение подкрепляется реальным участием органов управления образованием в создании условий, гарантирующих детям сотрудничество с руководителями их объединений, стабилизацию, социальную защиту педагогических кадров детских организаций, участие в формировании материально-технической базы детских организаций.

Участие детей в общественном движении создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданского становления. Стремление детей к неформальному общению, к многообразным формам такого общения возрастает. Это признается специалистами как мировая тенденция развития социальной активности детей. Неслучайно поэтому ООН в “Конвенции о правах ребенка” наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования предусматривает права детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получение информации, выбор религии, свободу ассоциаций и мирных собраний. Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Российской Федерацией в 1992 г.



Оглавление
Оглавление
Общие основы педагогики.
Образование как предмет педагогики. Педагогический процесс, воспитание и обучение.
Структура, закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
Цели воспитания и образования.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методология и методы педагогических исследований.
Философские основания педагогики.
Процесс педагогического исследования.
Методы педагогического исследования.
Воспитание.
Цель и задачи гуманистического воспитания.
Структура воспитательного процесса.
Общие закономерности процесса воспитания.
Принципы воспитания.
Методы воспитания.
Виды воспитания и их специфика.
Воспитательная работа детских и подростковых организаций.
Школьная психологическая служба.
Предмет, содержание и функции социальной педагогики.
Социализация как социально-педагогическое явление.
Факторы социализации.
Семейное воспитание и семейная педагогика.
Все страницы