Процесс обучения. - Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся.


Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся.

Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения, который осуществляется несколькими методами. Методы контроля — это способы диагностики, позволяющие получить данные об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическую, полную, точную иоперативную информацию. Контроль в процессе обучения позволяет определить степень усвоения знаний, навыков, умений в соответствии с требованиями программ обучения и руководящих документов образования, т.е. выставить оценку.

Для успешной организации процесса обуче­ния учителя обычно проверяют и анализируют несколько факто­ров: качество усвоения учебного материала, ин­тенсивность накопления ребенком социального опыта, освоение им навыков взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся. На практике чаще всего применяются такие методы, как повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос, письменный опрос, контрольная работа, проверка домаш­ней работы, тестирование.

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, в какой мере они проявляют сообразитель­ность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности, степень их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. На­копление достаточного количества наблюдений позволяет учите­лю определять индивидуальные особенности учащихся, учиты­вать их в работе и, следовательно, более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся.

Устный опрос является наиболее распространенным при про­верке и оценке знаний учащихся. Сущность этого метода контро­ля заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по изученному материалу и, оценивая ответы, определяет степень его усвоения. Иногда устный опрос называют беседой. Учитель может предложить одному учащемуся изложить всю тему целиком. Це­лостный ответ позволяет выявить глубину знаний и полноту ус­воения их логики. Однако, будучи эффективным методом контро­ля знаний учащихся, используемым учителями почти на каждом уроке, устный опрос имеет и свой недостаток, так как требует значительных затрат времени и позволяет в течение урока прове­рить знания не более 3-4 школьников.

Чаще всего используется другая модификация метода устного опроса, позволяющая опрашивать значительное количество уча­щихся, называемая фронтальным опросом. При такой форме работы учитель разбивает изученный матери­ал на большое количество мелких частей и задает вопросы различным учащимся, чтобы проверить знания наибольшего количества учени­ков. Возможность опроса большого количества учащихся представ­ляет собой наиболее сильную сторону метода. Однако при фрон­тальном опросе трудно выставлять учащимся объективные оценки, так как ответ на один-два небольших вопроса не дает возможности оп­ределить правильность усвоения всего пройденного материала.

В некоторых случаях может выставляться поурочный балл за знания, которые отдельные ученики проявляют в тече­ние всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять и углуб­лять ответы своих товарищей, отвечающих в ходе устного опро­са. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, быстро осваивать новую тему. В этих случаях в конце занятий учитель может выставить поурочный балл четырем-восьми ученикам, хотя они и не отвечали по всей теме. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание учащихся, а также накапливать оценки по текущей успеваемости.

Письменный опрос в средней школе является одним из ведущих методов контроля. Часто письменный опрос называют самостоятельной работой. Суть метода заключается в том, что учитель дает учащимся записанные на доске, листочках или карточках задания (задачи, примеры), которые они выполняют в те­чение 10-12 минут. По результатам этих ответов учитель выставляет оценки в классный журнал. Преимущество письменного опроса за­ключается в том, что он позволяет на одном уроке оценить знания всех учащихся.

Контрольная работа – эффективный метод контроля усвоения учебного материала. Сущность его состоит в том, что после изучения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит письменные или практические контрольные ра­боты с целью проверки и оценки качества усвоения знаний учащими­ся. Эффективность проведения контрольных работ возрастает при использовании некоторых вспомогательных приемов.

Эффективным приемом является проведение перед контроль­ной работой серии письменных опросов до тех пор, пока учитель не убедится, что изученный материал хорошо усвоен учащимися. Пока школьники хорошо не усвоили тему или раздел, контроль­ную работу проводить не следует, а нужно продолжать работу над усвоением материала.

Проведению целенаправленной подготовки учащихся способст­вует другой прием – предупреждение учащихся о предстоящей кон­трольной работе за одну-две недели и организация соответствую­щей подготовительной работы. Например, полезно решать типо­вые задания и выполнять упражнения, проводить так называемые подготовительные контрольные работы, позво­ляющие определять степень подготовленности учащихся к пред­стоящей контрольной работе.

При проведении самой контрольной работы для предупрежде­ния списывания и разговоров между учащимися часто используется прием предоставления заданий по вариантам (различных вариан­тов одного и того же задания) или даже индивидуальных заданий для каждого учащегося в отдельности.

Проверка домашних работ учащихся позволяет учителю при необходимости контролировать качество усвоения изучаемого материа­ла, определять пробелы в знаниях учащихся и на основе этой ин­формации корректировать планы последующих занятий.

На практике используются несколько приемов проверки до­машних работ. Наиболее традиционный и результативный – это сбор тетрадей с домашними работами учащихся для просмотра и проверки выполненной накануне работы. Этот прием не на всех уче­ников оказывает одинаковое действие. Для слабоуспевающих школьников регулярная проверка является совершенно необхо­димой, для сильных учащихся такие проверки можно проводить через раз или заменять другими, менее трудоемкими для учителя. Огромным недостатком этого приема является его высокая тру­доемкость.

Иногда используется другой, требующий меньшей затраты труда прием провер­ки домашних заданий. Это беглая проверка в ходе урока правиль­ности полученных дома результатов. Она может проводиться во время выполнения учащимися упражнений классной работы или небольшой самостоятельной работы. Проверяются достоверность ответов и правильность способов их нахождения. На объяснение учащемуся причин ошибок у учителя времени нет. Поэтому после такого рода проверок обычно предусматривают время на работу со слабоуспевающими учащимися.

Еще менее трудоемким для учителя и интересным для учащих­ся приемом является взаимная проверка домашних работ учащи­мися у своих соседей по парте и других одноклассников. Чаще используются два варианта этого приема: 1) обмен учащимися тетрадями и проверка выполнения домашней работы друг у дру­га; 2) воспроизведение на доске одним учащимся своего варианта решения домашней работы (в это время класс может выполнять другие задания: повторение устных правил, проверка других за­даний, разминка и т.д.) с последующей проверкой каждым уча­щимся своей работы с выверенным образцом.

Можно использовать и другой прием. Методом фронтального опроса учитель выясняет, какие результаты получены учащимися при решении заданий или примеров. Затем обращает внимание на наиболее сложные способы выполнения заданий, написание трудных орфограмм и другие моменты, вы­звавшие наибольшие трудности у учащихся, а потом организует самостоятельную работу учащихся по выполнению заданий, анало­гичных задаваемым на дом. Такая работа дает двойной результат: во-первых, учитель имеет возможность проверить, насколько само­стоятельно учащиеся выполняли домашнее задание, а во-вторых, учащиеся дополнительно упражняются в применении знаний на практике и тем самым прочнее и глубже усваивают изучаемый ма­териал, совершенствуют практические умения и навыки.

Обычно на практике учителя используют сочетание нескольких из приведенных выше способов проверки домашних работ.

Тестирование в последнее время становится очень распростра­ненным методом контроля. Тестовый контроль – это измерение обученности учеников с помощью набора стандартизированныхзаданий, предполагающих четкую систему оценивания результатов их выполнения. Суть тестирования заключается в по­становке перед учащимися некоторой системы вопросов, ответы на которые выявляют уровни учебных знаний и умений, психического развития, социального опыта.

Для контроля за учебно-познавательной деятельностью уча­щихся сегодня в основном разработаны тесты для средней школы и выпускных экзаменов. Основным достоинством тестов яв­ляется их объективность. Однако в них не учитываются психоло­го-педагогические особенности и требования процесса обучения. Кроме того, процесс тестирования весьма трудоемок и от­нимает у учителя много времени. Поэтому тестирование в повсе­дневном обучении применяется не часто. Его можно использо­вать лишь на экзаменах, срезах, при выставлении итоговых оце­нок в году, полугодии, четверти.

Для диагностики уровня психического развития учащихся и на­копленного ими социального опыта специальные приемы психоло­гического тестирования являются весьма эффективными.



Оглавление
Процесс обучения.
Основные категории дидактики.
Содержание образования.
Принципы обучения.
Методы обучения.
Средства обучения.
Урок как целостная система.
Типология и структура уроков.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
Сущность контроля обучения как дидактического понятия.
Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся.
Проблемное обучение.
Личностно-ориентированное обучение.
Развивающее обучение.
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Научные основы педагогических технологий.
Методика обучения и педагогическая технология.
Классификация педагогических технологий.
Личностно-ориентированные технологии.
Функции управления общеобразовательным учреждением.
Развитие педагогического коллектива.
Конфликты в школе.
Образовательная среда.
Педагогическая деятельность и ее составляющие.
Квалификационные характеристики и модель личности педагога.
Педагогическая задача.
Педагогическое общение.
Стили обучения, преподавания и индивидуальная дидактическая система.
Истоки педагогического творчества.
Все страницы