Организация учебной деятельности учащихся на уроке.

В целях более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма орга­низации учебной деятельности учащихся на уроке. Организационная форма учебной деятельности – это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме. Именно в организационных формах осуществляется главное дидактическое отношение – взаимодействие преподавания и учения. В педагогичес­кой литературе и школьной практике приняты в основном три формы организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая пред­полагает совместные действия всех учащихся класса под руковод­ством учителя; вторая – самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; третья – работу учащихся в группах из 3-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Фронтальной формой организации учебной деятельности уча­щихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, об­щую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обоб­щают ее результаты. Учитель ведет работу со всем классом одно­временно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рас­сказа, объяснения, показа, вовлекает школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительныхотношений и общения между учителем и уча­щимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чув­ство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и на­ходить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, форми­ровать устойчивые познавательные интересы, активизировать их де­ятельность.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уро­ке предполагает, что каждый ученик полу­чает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возмож­ностями. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, спо­собностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреп­лять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании.

Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы характеризуется следующими признаками:

- класс на уроке делится на группы по 3-6 человек для решения конкрет­ных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (одинаковые либо разные) и выполняет его сообща под непосред­ственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позво­ляет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается так, что­бы с максимальной эффективностью для коллектива могли реали­зоваться учебные возможности каждого члена группы. Состав меняется в зависимости от со­держания и характера предстоящей работы. При этом не менее по­ловины его должны составлять ученики, способные успешно зани­маться самостоятельной работой.

Однородная групповая работа предполагает выполнение неболь­шими группами учащихся одинакового для всех задания, а диффе­ренцированная – выполнение группами различных заданий. Во время работы члены группы участвуют в совместном обсуж­дении хода и результатов работы, обращаются за советом друг к дру­гу.

Только работая в составе группы, школьники на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачива­ются между собой, приучаются действовать согласованно и слажен­но, испытывая чувство коллективной ответственности за результа­ты совместной деятельности. Групповая форма организации рабо­ты, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнова­ния.

Помимо уроков в процессе обучения используются и внеурочные, вспомогательные формы, которые представляют собой разнообразныезанятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся.



Оглавление
Процесс обучения.
Основные категории дидактики.
Содержание образования.
Принципы обучения.
Методы обучения.
Средства обучения.
Урок как целостная система.
Типология и структура уроков.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
Сущность контроля обучения как дидактического понятия.
Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся.
Проблемное обучение.
Личностно-ориентированное обучение.
Развивающее обучение.
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Научные основы педагогических технологий.
Методика обучения и педагогическая технология.
Классификация педагогических технологий.
Личностно-ориентированные технологии.
Функции управления общеобразовательным учреждением.
Развитие педагогического коллектива.
Конфликты в школе.
Образовательная среда.
Педагогическая деятельность и ее составляющие.
Квалификационные характеристики и модель личности педагога.
Педагогическая задача.
Педагогическое общение.
Стили обучения, преподавания и индивидуальная дидактическая система.
Истоки педагогического творчества.
Все страницы