Процесс обучения. - Основные категории дидактики.

Основные категории дидактики.

Дидактикой называют одну из научных дисциплин, входящих в комплекс наук об образовании. Образование в Законе Российской Федерации определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Дидактика на теоретическом уровне исследует обучение. Дидактика - это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Она в конечном счете должна дать ответ на два наиболее общих вопроса: “Чему учить?” и “Как учить?” Предметом дидактики являются закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения. Дидактика рассматривает обучение как средство передачи социального опыта, как особый вид деятельности, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретения опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. В результате обучения та часть опыта, которая входит в содержание образования и составляет содержательную сторону обучения, становится достоянием ученика. Можно сказать, что цели обучения - это усвоение систематизированных знаний об окружающем мире, развитие познавательных и практических умений, формирование научного мировоззрения, способности к самообразованию и самосовершенствованию.

Главным и специфическим для обучения является отношение между двумя деятельностями - преподаванием и учением, т.е. действиями учителя и ученика, выступающими в единстве. Преподавание - это деятельность тех, кто обучает, а учение – деятельность тех, кто обучается.

Дидактика рассматривает обучение в его единстве с воспитанием. Воспитательная функция обучения состоит в том, что при обучении ученик не только усваивает знания, но происходит становление его личности в целом, формирование определенных моральных качеств, черт характера. Воспитательный аспект обучения отражается в содержании образования.



Оглавление
Процесс обучения.
Основные категории дидактики.
Содержание образования.
Принципы обучения.
Методы обучения.
Средства обучения.
Урок как целостная система.
Типология и структура уроков.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
Сущность контроля обучения как дидактического понятия.
Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся.
Проблемное обучение.
Личностно-ориентированное обучение.
Развивающее обучение.
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Научные основы педагогических технологий.
Методика обучения и педагогическая технология.
Классификация педагогических технологий.
Личностно-ориентированные технологии.
Функции управления общеобразовательным учреждением.
Развитие педагогического коллектива.
Конфликты в школе.
Образовательная среда.
Педагогическая деятельность и ее составляющие.
Квалификационные характеристики и модель личности педагога.
Педагогическая задача.
Педагогическое общение.
Стили обучения, преподавания и индивидуальная дидактическая система.
Истоки педагогического творчества.
Все страницы