Принципы обучения.

Принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидак­тического процесса. Они носят характер самых общих указаний, пра­вил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой.

Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной дидактике имеется система принципов, которую со­ставляют как классические, давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.

В основу выделения системы принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подходы. В соответ­ствии с этапами формирования и осуществления цикла педагогичес­кого управления познавательной и практической деятельностью обу­чаемых, учитывая нацеленность всех принципов на формирова­ние личности, индивидуальности каждого учащегося, выделяется следующая система принципов обучения в современной общеобра­зовательной школе:

– принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося;

– принцип научности содержания и методов учебного процесса, отражающий взаимосвязь с современным научным знанием и практи­кой демократического устройства общества;

– принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, приобретении опыта деятельности, придающий системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям учащегося;

– принцип сознательности, творческой активности и самосто­ятельности учащихся при руководящей роли учителя;

– принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода к обучению и развитию школьников;

– принцип доступности обучения;

– принцип прочности результатов обучения и развития позна­вательных сил учащихся;

– принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества;

– принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Все перечисленные принципы, как это следует из дальнейшей их характеристики, неравнозначны. В представленной системе они подчинены ведущему принципу — принципу раз­вивающего и воспитывающего обучения, духовно направленного на общечеловеческие ценности.

Принцип развивающего и воспитываю­щего обучения предполагает, что обучение направлено на цели все­стороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и эстетических качеств, ко­торые служат основой выбора жизненных идеалов и социального по­ведения.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теория­ми, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот прин­цип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изу­чаемого материала, атакже в том, что школьников обучают элемен­там научного поиска, методам науки.

Принцип связи обучения с практикой требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности предпола­гает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, сис­теме, требует логического построения как содержания, так и про­цесса обучения. Принцип выражается в соблюдении ряда правил. Например, первое – изучаемый материал планируется, делится на логические разделы – темы, устанавливаются порядок и методика работы с ним; второе – в каждой теме надо установить содержа­тельные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока; третье – при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Принцип доступности требует учета особенностей развития уча­щихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Существуют определенные правила реализации этого принципа:

– переход от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);

– переход от легкого к трудному, от известного к неизвестно­му и др.

Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в ди­дактике – означает, что эффективность обучения зависит от целе­сообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработ­ке учебного материала. Это “золотое правило” дидактики сформу­лировал великий чешский педагог Я. А. Коменский еще в XVII веке. В процессе обучения детям надо дать воз­можность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически ра­ботать – через это вести к знанию. Если нет возможности дать ре­альные предметы, процессы, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.

Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к оче­редной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-об­разного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической систе­мы, согласно которому обучение эффективно тогда, когда ученики про­являют познавательную активность, являются субъектами деятель­ности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют иорганизуют свою работу, умеют себя проверить, про­являют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их ре­шения. Современная система обучения опирается на активность учащихся при руководя­щей роли преподавателя.

Активности и сознательности в учении можно добиться, если:

- опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности;

- включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблем­ное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;

- использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;

- стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в процессе обучения.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному рос­ту, воспитанию.

Принцип прочности результатов обучения требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отноше­ние, интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно:

- прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллек­туальную, познавательную активность;

- для прочного усвоения надо правильно организовать количест­во и периодичность упражнений и повторения материала, учесть ин­дивидуальные различия;

- прочность знаний обеспечивается, когда материал структури­руется, выделяется главное, обозначаются логические связи;

- прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивиду­альных форм и способов учебной работы означает, что учитель может и должен использовать самые разнообразные формы органи­зации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивиду­альную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в раз­нообразных видах деятельности детей вне урока: в походах, поезд­ках, кружках, клубах, различных объединениях по интересам и дру­гих.

Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство. Реализа­ция одного принципа связана среализацией других: активность и систематичность с прочностью, доступность с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, как его понимает современная дидактика.



Оглавление
Процесс обучения.
Основные категории дидактики.
Содержание образования.
Принципы обучения.
Методы обучения.
Средства обучения.
Урок как целостная система.
Типология и структура уроков.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
Сущность контроля обучения как дидактического понятия.
Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся.
Проблемное обучение.
Личностно-ориентированное обучение.
Развивающее обучение.
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Научные основы педагогических технологий.
Методика обучения и педагогическая технология.
Классификация педагогических технологий.
Личностно-ориентированные технологии.
Функции управления общеобразовательным учреждением.
Развитие педагогического коллектива.
Конфликты в школе.
Образовательная среда.
Педагогическая деятельность и ее составляющие.
Квалификационные характеристики и модель личности педагога.
Педагогическая задача.
Педагогическое общение.
Стили обучения, преподавания и индивидуальная дидактическая система.
Истоки педагогического творчества.
Все страницы