Политическая социализация.

Как член конкретного общества и гражданин конкретного государства человек проходит процесс социализации в соответствующей социально-культурной и политико-культурной среде.

Под политической социализацией понимается процесс усвоения индивидом норм и ценностей политической культуры, политических навыков и умений, способствующих формированию у него необходимых качеств и свойств для адаптации к данной политической системе и выполнения там определенных функций и ролей.

Каждый отдельно взятый человек является носителем политической культуры в той мере, в какой он социализируется в условиях конкретной социальной общности, и потому политическая культура - это интегральная часть социокультурной системы. То есть политическая социализация - часть общего процесса социализации человека, развития его общественной природы, формирования личности под воздействием социальной среды. В процессе политической социализации формируется индивидуальное политическое сознание, взаимоотношения личности и политики, механизм влияния индивида на политические события через определенное политическое поведение.

В современной политической науке существуют две версии процесса политической социализации, соответствующие двум классическим подходам к трактовке личности в политике. В результате по-разному трактуется и сущность процесса политической социализации, и ее технология.

Первая версия исходит из модели “подчинения”. К этой версии
тяготеют бихевиористы и создатели системного подхода к политике
(Д.Истон, Г.Алмонд, С.Верба, К.Дойч). С работами последних связан наиболее существенный вклад в концепцию политической социализации в 60-х гг. XX в. Они рассматривали политическую социализацию в качестве процесса
воздействия политической системы на индивида с целью создания у него положительных установок на систему. Данное понимание вытекает из
трактовки личности как элемента политической системы, который не является целью политики, а служит лишь средством поддержания системного
равновесия. Личность представляется здесь пассивным объектом
воздействия политической системы, своего рода резервуаром, содержание которого заполняется предписаниями властных структур. В этой версии
модель политической социализации выглядит как процесс добровольного принятия индивидом ценностей и стандартов политического поведения, которые предлагает ему политическая система на разных этапах его жизни: в детстве (“первичная социализация”), юношестве и зрелом возрасте (“вторичная социализация”).

Вторая версия политической социализации разрабатывалась в рамках теории конфликта (М.Вебер, Г.Моска) и теории плюрализма (Р.Даль, В.Харт). Сторонники этой версии выводят сущность политической социализации из взаимодействия власти и индивида. Последний не является пассивным объектом влияния политической системы: его активность во взаимодействии с властью обусловлена интересами, способностью действовать осознанно, поддержкой этноса, класса, политической партии, частью которых он может выступать.

В рамках первой версии политической социализации широкое распространение получила теория “политической поддержки”, разработанная американцами Д.Истоном и Дж.Деннисом, теория, оказавшая существенное влияние на развитие всей концепции и претендовавшая одно время на универсальность, то есть практическое применение во всех западных странах. Теория поддержки исходила из того, что добиться поддержки граждан политическая система может, лишь задавая психологическую установку на добровольность принятия норм и ценностей господствующей в обществе культуры. Положительная установка личности на систему формируется под воздействием агентов социализации, учитывающих индивидуальный уровень зрелости. В работе “Дети и политическая система” Д.Истон и Дж.Деннис, опросившие 12 тыс. американских детей, выявили четыре периода социализации, охватывающие возраст от 3 до 13 лет.

Первый период - политизация. У ребенка в этот период формируется осознание наличия политической власти как более важной, чем власть родителей. Второй период - персонализация. Политическая власть в сознании ребенка приобретает теперь конкретно осязаемые черты через фигуры, символизирующие ее, - президента и полицейского. Третий период - идеализация. Ключевым политическим фигурам ребенок приписывает исключительно положительные качества. Четвертый период - институциализация. Ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (партии, суд, парламент, армию).

Теория поддержки вполне адекватно описывала процесс политической социализации американских детей. Однако ее претензии на универсальность оказались необоснованными. Причина крылась в том, что американские общество отличается от европейских обществ своей культурной однородностью. Ориентация американцев на базовые ценности (индивидуализм, личный успех, стремление к богатству, прагматизм, политическое участие, законопослушание, свободу и права личности) создает культурно однородную среду, позволяющую формировать устойчивые общепринятые нормы и стандарты поведения личности.

Западноевропейские общества отличаются многообразием субкультур, ценности которых различаются уже в силу того, что в них более существенное влияние имеют традиции, психологические черты этносов и т.д. Поэтому процесс социализации опосредован значительным числом социальных факторов, он более конфликтен и усложнен. Исследования, проведенные, например, среди французских школьников, показали значительные отличия в процессе политической социализации от изложенных Д.Истоном и Дж.Деннисом. Наиболее важные для американских детей стадии политического развития (персонализация и идеализация) не имеют такого значения для французских школьников. У них преобладает институциализация: восприятие власти как абстрактных и далеких от нее институтов. Политическая социализация индивида во Франции осуществляется через ориентацию на ценности той социальной группы, членом которой он является, а не политической системы в целом. Перечень отличий можно продолжить. Таким образом, стало очевидным, что претензии различных моделей политической социализации на универсальность и всеобщность безосновательны, поскольку процесс усвоения политических целей и стандартов политического поведения в конкретном обществе всегда специфичен и в каждой стране обусловлен особенностями ее культурной среды.

Особый интерес представляет процесс вхождения личности в политическую жизнь в переходных обществах, например, в России, которые характеризуются размытостью политических норм и ценностей. В СССР доминировал гегемонистский тип политической социализации, связанный с активным противопоставлением ценностей коммунизма и капитализма. Была создана система политической социализации, позволяющая контролировать процесс трансляции политических целей КПСС во внутреннюю структуру личности, начиная с детства и кончая взрослой жизнью. Все институты социализации (семья, школа, высшие учебные заведения, добровольные общественные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации, политические партии и государственные учреждения) представляли собой механизм единой системы политического воспитания.

Крушение КПСС и максизма-ленинизма как официальной, государственной идеологии в начале 90-х гг. привело к ликвидации прежней системы политической социализации. Ныне российское общество находится в состоянии аномии (отсутствия норм), когда старая система ценностей дискредитирована, а новые политические ценности, в частности либеральные, пока не востребованы широкими слоями населения. Прежние агенты политической социализации теперь исповедуют различные политические предпочтения, причем часто конъюнктурные и эгоистические. Отсутствие в России гражданского общества делает неэффективной в качестве института социализации зарождающуюся политическую систему. Партии заняты больше обслуживанием групповых интересов, нежели политической работой среди населения. Наибольшие возможности в формировании политических предпочтений индивидов концентрируются в руках СМИ, однако и они больше заинтересованы не в предоставлении объективной и беспристрастной информации, а в погоне за сенсациями.

Отсутствие целостной системы политической социализации личности приводит к тому, что политические позиции индивидов обусловливаются не влиянием лидеров, газет, журналов, телевидения, партий, а их экономическим положением. В условиях аномии наиболее мощным фактором политической социализации оказываются конкретные экономические и политические события, реально изменяющие положение индивида.



Оглавление
Политический процесс и мировая политика
Понятие политической культуры
Типология политических культур
Политические субкультуры
Особенности российской политической культуры
Политическая социализация
Политическое сознание
Политическая символика
Средства массовой информации
Понятие, сущность и структура политического процесса
Принятие политических решений
Типология и режимы протекания политических процессов
Политическое участие
Формы и виды политического участия
Выборы в демократической политической системе
Функции выборов в условиях демократии
Избирательный процесс
Избирательные системы
Референдум
Понятие политической психологии
Противоречивость политической психологии
Феномен толпы
Устойчивые элементы политической психологии
Политические настроения
Политическое поведение
Понятие целей и средств в политике
Политика и мораль
Насилие в политике
Политические конфликты
Политическая модернизация
Понятие мировой политики
Мировой политический процесс
Понятие и принципы международных отношений
Тенденции развития международных отношений
Национальный интерес
Национальная безопасность
Внешняя политика
Понятие геополитики
Международная безопасность
Политическая география
Все страницы