Политические конфликты.

Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А.Токвиль, К.Маркс, Г.Зиммель, А.Бентли рассматривали конфликт как ведущий источник политики, лежащий в основе ее существования и изменений. Существует в политической науке и противоположная точка зрения. Э.Дюркгейм, М. Вебер, Д.Дьюи и ряд других ученых исходят из вторичности конфликта для понимания сущности политики и его подчиненности базовым общественным ценностям, объединяющим население и интегрирующих социум и политическую систему. С их точки зрения, единство идеалов и социокультурных ценностей позволяет разрешать существующие конфликты и обеспечивать стабильность режима правления. Справедливость последней точки зрения представляется сомнительной, ибо даже в странах, обладающих прочными традициями длительного существования власти на основе единых для общества политических идеалов, политические ценности по-разному усваиваются различными поколениями, не всегда органично вписываются в реальную политическую жизнь и потому неизбежно сопровождаются конфликтами.

В действительности реальное политическое сообщество людей всегда формируется через их взаимодействие, предполагая как сотрудничество, так и соревновательность. В целом политический конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) - представляет собой не что иное, как глубокое разногласие между различными политическими силами, партиями, властными лицами, основу которых составляет разность, альтернативность, а порой и непримиримость интересов, несовместимость целей и ориентаций.

Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающей неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и иных форм несовпадения позиций, чаще всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов.

Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Следовательно, дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникает не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия, а то и просто элементарного игнорирования этих коллизий. Лишь непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества.

Источники политических конфликтов коренятся в различии статусов и ролей, исполняемых людьми в политической жизни, в разнообразии и несовпадении их потребностей и интересов, в принадлежности граждан к различным общественным группам и осознании ее (так называемые “конфликты идентификации”) и, наконец, в наличии у людей разных ценностей и убеждений. Политические конфликты существуют, проявляются в разных формах. По типологии американского социолога политики А.Раппопорта (р. 1911 г.), все конфликты имеют общие черты, но не имеют универсальной модели. Им выделены три основные модели конфликтов: борьба (или схватка), спор (или дебаты), игра (или маневры).

Типология политических конфликтов весьма разнообразна. Так, с точки зрения областей их проявления, конфликты разделяются на внешне- и внутриполитические; по характеру их нормативной регуляции - на институциализированные и неинституциализированные; по возможностям их урегулирования - конфликты с нулевой суммой (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и не с нулевой суммой (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия); с точки зрения публичности - явные и латентные, по временным основаниям - кратко-, средне- и долгосрочные; марксизм делит конфликты на антагонистические и неантагонистические, разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или - соответственно - сохранением противоборствующих субъектов.

Все политические конфликты могут заканчиваться либо тупиковой ситуацией (в случае неразрешимого конфликта), либо тем или иным урегулированием (лишением противоречия его остроты), либо разрешением (исчерпанием источника конфликта), либо устранением конфликта (перенесением его в иную область социальных отношений.

Мирное урегулирование как наиболее часто встречающаяся цель управления политическими конфликтами возможно на основе компромисса сторон (при взаимных уступках, понимании прав оппонента и т.д.) или за счет принуждения той или иной стороны (при превосходстве имеющихся у последней ресурсов, статусов и других факторов).



Оглавление
Политический процесс и мировая политика
Понятие политической культуры
Типология политических культур
Политические субкультуры
Особенности российской политической культуры
Политическая социализация
Политическое сознание
Политическая символика
Средства массовой информации
Понятие, сущность и структура политического процесса
Принятие политических решений
Типология и режимы протекания политических процессов
Политическое участие
Формы и виды политического участия
Выборы в демократической политической системе
Функции выборов в условиях демократии
Избирательный процесс
Избирательные системы
Референдум
Понятие политической психологии
Противоречивость политической психологии
Феномен толпы
Устойчивые элементы политической психологии
Политические настроения
Политическое поведение
Понятие целей и средств в политике
Политика и мораль
Насилие в политике
Политические конфликты
Политическая модернизация
Понятие мировой политики
Мировой политический процесс
Понятие и принципы международных отношений
Тенденции развития международных отношений
Национальный интерес
Национальная безопасность
Внешняя политика
Понятие геополитики
Международная безопасность
Политическая география
Все страницы