Политический процесс и мировая политика - Понятие и принципы международных отношений

Понятие и принципы международных отношений.

Под международными отношениями понимается совокупность экономических, политических, правовых и других связей и взаимоотношений между государствами, социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене.

Определенную сложность представляет разграничение понятий мировой (международной) политики и международных отношений. В прошлом в теории международных отношений для обозначения взаимодействия между суверенными государствами использовалось понятие “внешняя политика”. В современных условиях однако мировое сообщество состоит не только из независимых государств, но и различных экономических, торговых, военных союзов, сложившихся на двусторонней или многосторонней основе. Действуют также ООН, региональные международные организации, международные правительственные и неправительственные организации и пр. Все они выступают субъектами международных отношений. Следовательно, международные отношения представляют собой всю гамму связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества.

В связи с расширением числа субъектов международных отношений в политической науке помимо понятия “внешняя политика” стал использоваться термин “мировая политика”. Мировая политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права

Содержанием международных отношений являются, по преимуществу, отношения между государствами: так, бесспорным примером международных отношений являются межгосударственные договоры. В свою очередь, межгосударственные отношения выражаются в специфическом поведении символических персонажей - дипломата и солдата. Иначе говоря, международные отношения в самой своей сущности содержат альтернативу мира и войны. Особенность международных отношений состоит в том, что они основаны на вероятном характере и того, и другого и поэтому включают в себя значительный элемент риска.

В современных условиях виды международных отношений рассматриваются либо на основе сфер общественной жизни (и, соответственно, содержания отношений): экономические, политические, военно-стратегические, культурные, идеологические и т.п., либо на основе взаимодействующих участников: межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями и т.п. В зависимости от географических границ, числа участвующих в связях народов и государств, масштаба охватываемых сфер они делятся на типы отношений: глобальные, надрегиональные, региональные, двухсторонние. Этим типам соответствуют организации, посредством которых осуществляются международные отношения и политика.

Особое место в системе международных отношений занимает Организация Объединенных Наций. Она представляет собой первый в истории инструмент широкого политического сотрудничества государств в целях поддержания международного мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Ее цель - избавить будущие поколения от войн. Устав ООН, предварительно разработанный на конференции в Думбартон-Оксе (США) в 1944 г. представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1945 г. государствами-участниками учредительной Сан-Францисской конференции и вступил в силу 24 октября того же года. В настоящее время членами ООН является большинство государств мира. Главные органы ООН – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Все проблемы человечества в современных условиях из-за многообразия и противоречивости современного мира невозможно решить только на глобальном уровне международных отношений. Для решения различных специфических проблем, с учетом специфики различных интересов создаются особые организации, которые и призваны отражать соответствующий уровень отношений. К числу таких организаций относятся надрегиональные.

Относительно недавно освободившиеся от колониальной зависимости государства стремятся к утверждению своей политической независимости, экономической самостоятельности, к преодолению колониального прошлого во всех сферах. Эти их стремления проявились в создании Движения неприсоединения. Первая Учредительная конференция движения состоялась в сентябре 1961 г. В ней приняло участие 25 стран. К началу 90-х гг. число стран-участниц Движения неприсоединения достигло 102. В Декларации учредительной конференции Движения отмечалось, что оно призвано способствовать укреплению международного мира и безопасности, мирному сотрудничеству между народами, главная же цель Движения - обеспечение внешнеполитической независимости входящих в его состав стран.

Региональный уровень международных отношений отражает специфику интересов и целей отдельных регионов. К числу региональных организаций относятся Европейский союз, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и другие.

Основными в международных отношениях выступают двусторонние межгосударственные политические отношения. Этот уровень отношений находит свое выражение в договорах и соглашениях, определяющих характер отношений двух договаривающихся сторон. Кроме того, двусторонние отношения могут выступать в качестве конкретизации уже существующих многосторонних отношений или стать основой для последующих многосторонних отношений.

Следует подчеркнуть, что на всех перечисленных уровнях международных отношений осуществляется мировая политика.

Международные отношения по характеру могут быть равноправными, дружественными, взаимовыгодными, противоборствующими (отношениями господства и подчинения).

В развитии системы международных отношений определяющую роль играет баланс сил государств, которые действуют на международной арене. Сила государства представляет собой его способность при защите своих интересов воздействовать на другие государства, вообще на ход событий в мире. Это проявляется, в основном, в борьбе за рынки сбыта и сферы приложения национального капитала, за контроль над сырьевыми ресурсами
и т.п.

Сила государства, его положение в системе международных отношений обусловлена целым рядом факторов. До недавнего времени считалось, что главным здесь является военная мощь государства. Не отрицая значение этого фактора, поскольку военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и положение на международной арене, нужно признать, что задачи, ради решения которых государства наращивали военную мощь, требуют сейчас принципиально иных решений. В настоящее время невозможно обеспечить своей стране экономические преимущества, рост богатства путем насильственного захвата ресурсов других государств. В качестве примера можно привести неудачную попытку Ирака решить проблемы внутреннего развития нападением на Кувейт в 1991 г. Сегодня такой путь поиска источников экономического роста рассматривается не только как аморальный, но и как нереальный и нерациональный. В определенных условиях даже ядерная держава не может сломить сопротивление страны, более слабой по своим военным ресурсам. Примеры: опыт США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.

Чрезмерные военные расходы ложатся тяжелым бременем на экономику страны, не позволяют выделять необходимые средства на развитие невоенных отраслей хозяйства, науки и культуры. Это ведет к тому, что государство утрачивает внутриполитическую стабильность и тем самым подрывает основы своего могущества. Военные расходы становятся препятствием на пути развития национальных экономик стран, их социальной сферы и культуры.

Реальное положение государства на мировой арене определяется более широким набором показателей. Например, Германия и Япония, понесшие поражение во второй мировой войне, в современном мире пользуются влиянием на мировое развитие, на всю систему международных отношений за счет невоенных факторов силы. К невоенным факторам силы относятся величина территории, природные и людские ресурсы, структура национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, способность обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экологическую безопасность. Важнейшую роль играет уровень научно-технического, технологического, культурного развития, характер государственного устройства.

Многообразие и противоречивость современного мира, ярко проявляющаяся в современных условиях тенденция к его целостности и единству вызвали к жизни потребность разработки, общего признания и закрепления в международных документах правил межгосударственного общения. Они нашли свое воплощение в принципах, зафиксированных в Уставе ООН, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парижской хартии для новой Европы, в других документах.

Эти принципы, по сути, представляют собой долговременную концепцию мирных международных отношений. Устав ООН, например, в качестве важнейших выделяет следующие принципы взаимоотношений государств, которыми руководствуется как сама Организация, так и ее члены:

- суверенное равенство всех ее членов;

- разрешение международных споров мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

- воздержание от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и целостности или политической независимости любого государства;

- отказ от всяких действий, несовместимых с целями ООН;

- невмешательство ООН во внутренние дела государств-членов, что, однако, не препятствует применению принудительных мер в случае угрозы миру, нарушения мира и совершения актов агрессии.

Эти основополагающие принципы были дополнены и развиты в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности государства-участники обязались строить свои отношения на основе:

- нерушимости границ;

- уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;

- равноправия и прав народов распоряжаться своей судьбой;

- добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Приверженность принципам хельсинкского Заключительного акта была подтверждена в Парижской хартии для новой Европы.

Изложенные выше принципы направлены на формирование нового мирового порядка, при котором основой международных отношений будет не военная сила, а добрососедство и сотрудничество. Путь к новому мировому порядку - нахождение коллективными усилиями всех государств баланса их интересов и оптимального соотношения национальных интересов с общечеловеческими. Для решения этой задачи необходимы следующие условия. Во-первых, поскольку современный мир взаимозависим и един, ослабление безопасности одного из членов международного сообщества грозит негативными последствиями для общей безопасности. Таким образом, безопасность может быть только всеобщей и строиться на равной основе для всех. Во-вторых, нужно отказаться от заблуждения, что только гонка вооружений, совершенствование военной техники могут обеспечить национальную и международную безопасность. Для обеспечения безопасности требуется прежде всего политическая воля государств, их взаимное доверие, поиск компромиссов и умение идти на компромисс. В-третьих, обеспечение безопасности не может ограничиваться только военно-технической сферой. Обеспечение безопасности, создание нового мирового порядка должны осуществляться на основе учета всех компонентов: военного, политического, экономического, экологического и гуманитарного.



Оглавление
Оглавление
Политический процесс и мировая политика
Понятие политической культуры
Типология политических культур
Политические субкультуры
Особенности российской политической культуры
Политическая социализация
Политическое сознание
Политическая символика
Средства массовой информации
Понятие, сущность и структура политического процесса
Принятие политических решений
Типология и режимы протекания политических процессов
Политическое участие
Формы и виды политического участия
Выборы в демократической политической системе
Функции выборов в условиях демократии
Избирательный процесс
Избирательные системы
Референдум
Понятие политической психологии
Противоречивость политической психологии
Феномен толпы
Устойчивые элементы политической психологии
Политические настроения
Политическое поведение
Понятие целей и средств в политике
Политика и мораль
Насилие в политике
Политические конфликты
Политическая модернизация
Понятие мировой политики
Мировой политический процесс
Понятие и принципы международных отношений
Тенденции развития международных отношений
Национальный интерес
Национальная безопасность
Внешняя политика
Понятие геополитики
Международная безопасность
Политическая география
Все страницы