Политический процесс и мировая политика - Понятие политической культуры

Понятие политической культуры.

Понятие “политическая культура” является одной из ключевых категорий политической науки. Само словосочетание “политическая культура” было введено в оборот в XVIII в. немецким философом-просветителем Иоганном Гердером (1744-1803). Но только в середине XX в. понятие “политическая культура” оформилась как концепция, более или менее очерчивающее определенную сферу политической реальности и ее параметры. Смысл этой концепции состоит в том, что политический процесс при всех присущих ему случайностях, многовариантности и альтернативности возникающих ситуаций подчиняется неким внутренним закономерностям, которые не выводятся непосредственно из экономики или психологии, а относятся к специфической области общественной жизни, принадлежащей одновременно и сфере политики, и сфере культуры, то есть “политической культуре”.

В любой политической системе существует упорядоченная субъективная сфера политического (политическая культура), которая наполняет значением политические действия, дисциплинирует политические институты, придает социальное значение и звучание индивидуальным действиям и поступкам. Именно политическая культура обеспечивает содержание, форму и предсказуемость политического процесса. Понятие “политическая культура” наглядно выявляет, что традиции общества, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллективный разум его членов, а также стиль и действующий кодекс поведения его лидеров - все это не случайные продукты истории, а взаимосвязанные части единого целого, образующие реально существующую цепь взаимоотношений.

Политическая культура, таким образом, одинаково прочно укоренена как в общественно-публичной деятельности, так и в индивидуальных поступках. Но при этом не всякое отношение к политике может быть зачислено в разряд политической культуры. Ибо последняя включает в себя только те широко распространенные убеждения, верования и эмоциональные настроения, которые формируют специфические модели, ориентации и обеспечивают порядок и форму политического процесса. Культура как таковая обеспечивает целостность и интегрированность социальной жизни, политическая культура точно так же обуславливает содержание и структуру всей сферы политического.

Нельзя смешивать концепцию ( и понятие) политической культуры в широком смысле с концепцией (и понятием) политической культуры в узком смысле. Проблема в том, что политическая культура - это действительно один из существенных элементов общей культуры общества. Как таковая политическая культура - это комплекс элементов и проявлений общей культуры той или иной страны, связанных с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывающих значительное влияние на формирование, функционирование и развитие государственных и иных политических институтов. Именно они придают определенную значимость и направление политическому процессу в целом, поведению широких масс населения, отдельных социальных групп и отдельных индивидов.

Такой подход позволяет обнаружить начала концепции политической культуры еще у мыслителей Древнего мира, и особенно у мыслителей последующих эпох. В их числе Н.Макиавелли (1469-1527), Ш.Монтескье (1689-1755), Ж.-Ж.Руссо (1712-1778), А.де Токвиль (1805-1859), Г.Моска (1858-1941), В.Парето (1848-1923), Р.Михельс (1876-1936). Понятие “политическая культура” обнаруживается в работах В.И.Ленина (1870-1924), Н.А.Бердяева (1874-1948) и других русских мыслителей. Список “предшественников” можно значительно расширить, но с одной оговоркой: именно предшественников, поскольку речь идет о постепенном вызревании концепции политической культуры в широком смысле.

В свою очередь, это предполагает возможность рассмотрения политической культуры (ее генезиса) в узком смысле. Т.Гоббс (1588-1679) полагал, что, когда люди не знали над собой (политической) власти, естественным состоянием была война всех против всех, а жизнь людей в этих условиях “беспросветна, убога и отвратительна”. С появлением власти человечество вышло из этого состояния. Но тем не менее остается вопрос, а почему вообще люди способны жить друг с другом в рамках того или иного социального организма, что их удерживает вместе и поддерживает относительно цивилизованные формы человеческого общежития, в чем механизм социальных связей и общественной стабильности? О.Конт (1798-1857) увидел этот механизм в принципе всеобщего согласия - социального консенсуса, который и позволил ему объяснить законы более или менее гармонического функционирования всех частей общества. Благодаря консенсусу, опираясь на коллективное чувство взаимной “симпатии” людей, общество как социальный организм, состоящий из отдельных элементов, может функционировать как солидарное целое.

Эта линия была продолжена Э.Дюркгеймом (1858-1917), разработавшим концепцию коллективного сознания как совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества.

Но это были лишь подходы к научному пониманию политической культуры в узком смысле. До середины 50-х гг. ХХ в. политическая наука ограничивалась изучением формальной институциональной структуры государства и государственного управления.

Обращение к проблематике политической культуры стало одним из проявлений переосмысления фундаментальных для европейской цивилизации Нового времени представлений о рациональной природе человека, открыло возможности интерпретировать его политическое поведение. Первым - по времени - импульсом к рождению концепции политической культуры стали дискуссии относительно причин гибели Веймарской республики в Германии и победы национал-социализма. В рамках сложившихся к тому времени в социальной науке Запада подходов объяснить “неожиданный” ход истории - победу Гитлера - было нельзя. Почему в стране, являющейся одной из колыбелей европейской культуры, в стране с самым высоким уровнем образования, которой вроде бы было уготовано светлое демократическое будущее, пришел к власти Гитлер? В центре внимания исследователей оказались вопросы и темы об иррациональном поведении людей, о субъективном в политике.

Вторым импульсом стала ситуация в появлявшихся с начала 50-х гг. самостоятельно развивающихся государствах Азии и Африки, поставившая перед исследователями вопрос, почему в этих странах (в регионах неевропейской культуры): 1) не приживаются западные политические модели, а 2) если и приживаются, то лишь по форме, по существу же они наполняются принципиально иным содержанием и при этом 3) не возникают стабильные политические системы.

Термин “политическая культура” в том значении, в каком он употребляется в современной политической науке, введен в оборот в 1956 г. Габриэлем Алмондом (род. 1911) в статье “Сравнительные политические системы”. Г.Алмонд определил политическую культуру как субъективное изменение социальных основ политической системы, то есть как совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им значение.

Концепция политической культуры стала попыткой выйти за рамки функционального и нормативного описания политических процессов. Заслуга создателей политико-культурного подхода состояла в том, что они предприняли попытку поставить в центр политических исследований человека с его интересами, эмоциями, стереотипами, мифами и т.п.

Особенность политической культуры состоит в том, что она не сводится к политике как таковой или политическому процессу в их реальном воплощении. Не имея вещественного содержания, политическая культура представляет собой тем не менее объективную данность, которая выступает не как внешнее отражение каких-то существенных черт политического процесса, но как его органическая часть. Она “вплетена” в контекст существующих политических отношений и систем социальной деятельности. Политическая культура - это описание способа существования (политического поведения) социального субъекта - нации, класса, группы, индивида - как субъекта политического процесса.

Политико-культурный подход дает возможность, во-первых, в отличие от обычного, поверхностного, одномерного видения политической системы, ее институтов, их деятельности выяснить корни национальных мифов, традиций, представлений, существующих в сознании всех членов общества (от главы государства до бомжа); во-вторых, понять в связи с этим, почему одинаковые по форме социально-политические институты действуют по-разному в обществах и государствах или почему одни институты оказываются дееспособны в одних странах и совершенно неприемлемы в других.

В качестве составных элементов политическая культура включает в себя сформировавшиеся на протяжении многих поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения.

Политическая культура формируется на основе по преимуществу глубинных, внутренне значимых для субъекта воззрений. Наиболее адекватным выражением сущности политической культуры является обусловленный ценностными представлениями субъекта о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения, стиль его деятельности как участника политического процесса. Стиль поведения нации или любой другой социальной общности является результатом закрепления на практике ее ценностей и идеалов. Естественно поэтому, что политико-культурные явления выступают как один из самых инерционных элементов политического процесса.

Материализованные и институциализированные формы поведения субъекта (выраженные, например, в устойчивых отношениях граждан и государства, в способах политического общения и коммуникации), образуют как бы “омертвленную” форму политической культуры, так называемую культурную контекст-среду. Будучи одним из внешних по отношению к субъекту факторов, она способна оказывать самостоятельное влияние на стиль его политического поведения. При этом влияние внешней среды осуществляется посредством соотнесения субъектом значения тех или иных фактов со своими уже сформированными принципами и идеалами политического бытия. Тем самым внешние влияния уравновешиваются по своему статусу с внутренними убеждениями субъекта. В силу этого стиль поведения человека, эволюция и развитие политической культуры основываются преимущественно на механизмах самодетерминации и не могут быть объяснены однозначным влиянием каких-либо видов общественных отношений. Эти механизмы самодвижения политической культуры превращают ее в такой фактор политического процесса, который не обязательно совпадает по своей направленности с вектором развития социально-экономического уклада или правовой системы данного общества, а может даже противоречить, противостоять ему.

Итак, политическая культура - это обусловленный ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенный в практике кодекс его поведения, стиль его деятельности как субъекта политики, его система образцов политического действия.

Дифференциация ценностных установок и ориентаций человека характеризует структуру политической культуры. В ней выделяются субъект и объект. Субъектом может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и малая или большая группа: регион, государство, нация и т.д. Объектом, на который направлены установки, ориентации и убеждения субъекта, может быть сама политическая система и ее компоненты: режим, институты, организации, партии и т.д.

Политическая культура имеет двойственный характер. С одной стороны, это умозрительная, познавательная конструкция, позволяющая разобраться в окружающем человека политическом мире. С ее помощью описывается способ существования социального субъекта - нации, класса, группы, индивида как политического субъекта. С другой стороны, это объективная данность, выступающая по отношению к политическому процессу не просто как отражение его существенных черт, но и как его органическая часть, как неотъемлемый элемент политического бытия. Политическую культуру нельзя изолировать от контекста общестенно-политических отношений и систем социально-политической деятельности. Следовательно, политическая культура - это система исторически сложившихся относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений, моделей поведения:

а) проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса;

б) фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом и его элементам, друг к другу, к самим себе и к политической системе, в рамках которой протекает этот процесс;

в) и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура не только объясняет поведение и политические позиции людей, но и регулирует способы их поведения: например, от политической культуры населения конкретной страны прямо зависит, будет ли конфликт решаться насильственным путем или мирно, на путях диалога. Политическая культура населения конкретной страны определяет, насколько эффективно (или, напротив, неэффективно) функционирует ее политическая система: своей “невидимой рукой” политическая культура или способствует стабильности политической системы, или, как эрозия, постепенно подтачивая, разрушает ее.

Вначале (в 1956 г.) Г.Алмонд, рассматривая феномен политической системы, выделил два уровня ее анализа: институциональный и ориентационный. Если первый представлял собой исследование реальной (наличной) политической структуры общества, то второй - изучение особых форм ориентации (познавательных, эмоциональных, оценочных) на нее; этот второй уровень и стал рассмотрением специфического явления - политической культуры.

Познавательная ориентация фиксирует как уровень знаний о ее субъекте (например, о государстве, его функциях, структуре), так и само наличие (или отсутствие) этих знаний, то есть фактически речь идет о политическом мировоззрении.

Эмоциональная ориентация проявляется как в наличии или отсутствии интереса к ее объекту, так и в степени этого интереса, то есть она свидетельствует об уровне гражданственности.

Оценочная ориентация - это оценка конкретных политических явлений на собственно политическом уровне.



Оглавление
Политический процесс и мировая политика
Понятие политической культуры
Типология политических культур
Политические субкультуры
Особенности российской политической культуры
Политическая социализация
Политическое сознание
Политическая символика
Средства массовой информации
Понятие, сущность и структура политического процесса
Принятие политических решений
Типология и режимы протекания политических процессов
Политическое участие
Формы и виды политического участия
Выборы в демократической политической системе
Функции выборов в условиях демократии
Избирательный процесс
Избирательные системы
Референдум
Понятие политической психологии
Противоречивость политической психологии
Феномен толпы
Устойчивые элементы политической психологии
Политические настроения
Политическое поведение
Понятие целей и средств в политике
Политика и мораль
Насилие в политике
Политические конфликты
Политическая модернизация
Понятие мировой политики
Мировой политический процесс
Понятие и принципы международных отношений
Тенденции развития международных отношений
Национальный интерес
Национальная безопасность
Внешняя политика
Понятие геополитики
Международная безопасность
Политическая география
Все страницы