Теория власти и политической системы - Государственная власть

Государственная власть.

Термин “государственная власть” употребляется в нескольких значениях. В соответствии с первым и главным значением, государственная власть - это право и возможность государства и его органов распоряжаться важнейшими вопросами жизнедеятельности общества, направлять ее течение, контролировать, подчинять своей воле. В обиходной речи, в СМИ под государственной властью часто подразумеваются действующие органы государства, а также лица, обладающие высшими полномочиями. Мы в данном разделе будем рассматривать феномен государственной власти в его строго научном значении.

Под властью подразумевается способность ее субъекта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства) навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями, будь то насильственными или ненасильственными средствами и методами. В разделе “Государственный суверенитет” мы подчеркивали, что государственный суверенитет состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими формами и проявлениями власти на данной территории. Верховенство государственной власти над всеми другими формами власти на данной территории вытекает из задач государства как политического института.

Одна из главнейших задач государства - это разрешение противоречия между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряженных с конфликтами. С этой точки зрения государство и власть в целом призваны привнести порядок и рациональную организацию в социально-политический процесс, обуздать стихию человеческих страстей. Поэтому естественно, что государство и власть самым тесным образом связаны с насилием. Еще Т.Гоббс, продолжая традицию Макиавелли, усматривал главный признак государства в “монополии на принуждение и насилие”. С тех пор этот тезис в разных редакциях стал общим местом в большинстве теорий государства.

Государство отличается от всех других форм организации людей тем, что оно располагает военной силой и судебно-репрессивным аппаратом. Не случайно при определении политического К.Шмитт (1888-1987) особое значение придавал “jus belli” - праву вести войну. Объясняя свою мысль, он говорил, что государство вправе требовать от всех тех, кто принадлежит к данному конкретному народу, быть готовым идти на смерть в войне с врагами. Государство вправе не только применять к своим подданным физическое насилие, но и требовать от них служения государству с оружием в руках для применения вооруженного насилия к врагам самого государства.

В соответствии с концепциями современных теорий верховная государственная власть имеет некие границы, которые она не вправе преступать. Это - неотчуждаемые права личности на жизнь и свободу мысли от внешнего вмешательства. Как подчеркивал П.И.Новгородцев (1866-1924), императивом для верховной власти остается “идея суверенитета народа и личности”. Очевидно, что в современную идею суверенитета органически встроены принципы, не допускающие ее использования в целях установления деспотизма, будь то исполнительная или законодательная ветви власти или отдельное лицо. Ведущая роль в реализации этих принципов отводится идее разделения властей, их взаимного сдерживания.



Оглавление
Теория власти и политической системы
Понятие и сущность власти
Субъект и объект власти
Ресурсы власти
Основания власти
Виды власти
Политическое господство
Легитимность власти
Разделение властей
Политическая элита
Политическое лидерство
Понятие политической системы
Основные концепции политической системы
Структура политической системы
Типология политических систем
Понятие политического режима
Тоталитаризм
Авторитаризм
Понятие демократии
История развития демократии
Современные формы демократии
Обоснования демократии
Государство
Признаки государства
Функции государства
Государственный суверенитет
Конституция
Государственная власть
Формы государства
Формы государственного устройства
Виды государства
Гражданское общество
Политическая партия
Типология политических партий
Партийные системы
Группы интересов
Группы давления
Все страницы