Теория власти и политической системы - Гражданское общество

Гражданское общество.

Становление теории гражданского общества.

Понятие “гражданское общество” восходит своими корнями к идее “полиса” Аристотеля, “societas civilis” (гражданского общества) Цицерона и так называемого естественного права. В этой традиции данное понятие имеет в виду не некое догосударственное состояние, а служит в качестве синонима “политического общества”, а значит и “государства”. Гражданское общество и политическое государство представляли собой, по сути дела, взаимозаменяемые термины. У древнегреческих мыслителей политическое охватывало все важнейшие сферы общественной жизни: семью, религию, образование, культуру и т.д. Быть членом общества означало быть гражданином - членом государства. Отдельный человек не мыслил себя вне экономической, социальной, культурной, религиозной и иных сфер. Эти сферы, в свою очередь, составляли неразрывное целое с государством, с политической системой. Важнейшие институты человеческой жизни, такие как собственность, семья, организация труда, феодальное владение землей, сословия и корпорации, приобрели статус элементов государственной жизни.

Такой подход в почти неизменном виде сохранился вплоть до XVIII в., когда сложилась так называемая теория общественного договора. Ж.-Ж.Руссо - выдающийся французский философ и политический мыслитель, внес большой вклад в разработку теории гражданского общества. Он понимал гражданское общество как общество, преобразованное в государство с помощью общественного договора. Следует подчеркнуть, что Руссо, Локк, Кант, много сделавшие для развития идеи личной свободы и гражданского общества, использовали понятия “гражданское общество” и “государство” как синонимы. Тем не менее переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался вызреванием гражданского общества и, соответственно, выявлением различий между ним и сугубо государственными институтами.

Концепция индивидуализма, разрабатывавшаяся Гоббсом, Локком, Руссо, Монтескье ставила на повестку дня вопрос о свободе личности как члена, гражданина общества, независимого от государства. Эта традиция исходила из признания факта существования общества еще в естественном, догосударственном состоянии. В основе процесса кристаллизации независимого индивида, по Локку, лежит частная собственность. Она является гарантией его свободы и политической самостоятельности.

Другую традицию представляет подход немецкого философа Г.Гегеля (1770-1831), внесшего большой вклад в разработку теории гражданского общества. Гегель рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества выступает частная собственность. Однако не гражданское общество являлось, по Гегелю, движущей силой прогресса, а государство. Примат государства по отношению к гражданскому обществу был связан с тем, что именно государство было воплощением Мировой саморазвивающейся Идеи, самого могучего проявления человеческой личности. Государство защищало человека от случайностей, обеспечивало справедливость и реализовывало всеобщность интересов. Гегель рассматривал гражданское общество и государство как самостоятельные институты. Гражданское общество - необходимый, но подчиненный элемент государства, в котором представлена всеобщая воля граждан, в то время как гражданское общество - это сфера реализации частных интересов граждан.

Отвергая тезис Гегеля о первичности государства по отношению к гражданскому обществу, К.Маркс (1818-1881) разработал собственную концепцию гражданского общества. Следуя материалистическому пониманию истории, он считал, что эволюция общества является следствием эволюции материальных условий жизни. Следовательно гражданское общество - это среда материальной, экономической жизни людей, совокупность материальных отношений между людьми, образующих базис государства. На этом базисе формируются социальные отношения.

Гражданское общество является, таким образом, первичным по отношению к государству, а отношения между гражданским обществом и государством проявляются как отношения между индивидуальной свободой и публичной властью, при этом государство входит в структуру и жизнь общества как важнейший элемент его политической организации, а в гражданское общество оно не входит. Представительство гражданского общества в государственных органах является неприкрытым противоречием между гражданским обществом и государством, так как наделяя себя политическими функциями, гражданское общество по существу отрицает себя.

Следуя тезису о первичности базиса, К.Маркс считал государство инструментом политического господства класса, обладающего средствами производства. Следовательно, в буржуазном государстве, где реализуются и защищаются интересы экономически господствующего класса, гражданами оказываются лишь имущие классы и социальные группы.

Возможность преодоления разрыва между гражданским обществом и государством в условиях капитализма Маркс видел в создании нового типа общества - коммунистического общества без государства, где индивидуально-личностные начала полностью растворятся в коллективном. Однако он не учел того обстоятельства, что концентрация в руках пролетарского государства политической и экономической власти лишает гражданское общество автономии. Ведь гражданское общество может быть автономным и создавать среду для осуществления повседневных интересов граждан лишь в том случае, если политика отделена от экономических отношений. Надежды Маркса на то, что пролетарское государство создаст условия для возникновения ассоциаций свободных граждан, не оправдались. На практике социалистическое государство подчинило себе общественную собственность и лишило гражданское общества его экономической основы. На базе государственной собственности возник новый политический класс - партийная номенклатура, который не был заинтересован в формировании автономной и свободной личности, а следовательно, и зрелого гражданского общества.

Характеристика гражданского общества.

Сам термин “гражданское общество” употребляется как в широком, так и в узком значении. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством часть общества, то есть все то, до чего “не доходят руки” у государства. Оно возникает и изменяется в ходе исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера.

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Итак, гражданское общество - это социальный демократический организм, представляющий собой совокупность неполитических отношений (экономических, национальных, духовно-нравственных, культурных и т.д.), огражденных законодательством от регламентации их функционирования и развития со стороны государственной власти; сфера самопроявления интересов свободных индивидов и их ассоциаций, основанная на признанных, предметных, узаконенных демократических принципах, определяющих взаимоотношение государства и общества, экономики и политики, личных и общественных интересов, прав и обязанностей граждан.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает в себя хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. (см. рис.6).

Взаимоотношения государства и гражданского общества зависят от зрелости последнего: если гражданское общество расплывчато и примитивно, то государство является его “внешней формой”. Государство может уничтожить гражданское общество и выступить единственным инструментом власти. И лишь при условии существования зрелого гражданского общества, как на Западе, его отношения с государством имеют сбалансированный характер. В западной политической науке при всех вариациях доминируют две интерпретации гражданского общества. Первая рассматривает его как социальную универсалию, обозначающую “пространство межличностных отношений, противостоящих государству” в любой его форме. Во второй интерпретации гражданское общество предстает как феномен западной культуры, как конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Ее уникальность состоит в балансе трех сил: раздельных институтов власти, гражданского общества и автономной личности.

В современных условиях, существенно отличающихся от эпохи свободной конкуренции и раннелиберального государства, не вмешивающегося в экономику и социальные отношения, провести четкую грань между гражданским обществом и государством достаточно сложно. Однако, невзирая на это, разделение социальной системы на гражданское общество и государство не утратило актуальности.

Гражданское общество обеспечивает воспроизводство социальной жизни. Коль скоро основополагающая его доминанта - отдельно взятая личность, то несущими его конструкциями являются все те институты, организации, группы и т.д., которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, ее потенций, интересов, целей, устремлений и т.д. Эти институты и ассоциации служат для отдельного индивида в качестве источников власти, влияния и авторитета.

Основная роль в общественном организме остается за семьей. Важную роль играют родственные связи, соседские общины, профессиональные организации, творческие институты, трудовые коллективы, сословия, социальные слои. Другой основополагающей единицей социального действия в гражданском обществе является группа. Группа, действующая на основе разделяемых всеми ее членами интересов, целей, ценностей будет подробнее рассмотрена в разделе, посвященном группам интересов.



Оглавление
Оглавление
Теория власти и политической системы
Понятие и сущность власти
Субъект и объект власти
Ресурсы власти
Основания власти
Виды власти
Политическое господство
Легитимность власти
Разделение властей
Политическая элита
Политическое лидерство
Понятие политической системы
Основные концепции политической системы
Структура политической системы
Типология политических систем
Понятие политического режима
Тоталитаризм
Авторитаризм
Понятие демократии
История развития демократии
Современные формы демократии
Обоснования демократии
Государство
Признаки государства
Функции государства
Государственный суверенитет
Конституция
Государственная власть
Формы государства
Формы государственного устройства
Виды государства
Гражданское общество
Политическая партия
Типология политических партий
Партийные системы
Группы интересов
Группы давления
Все страницы