Теория власти и политической системы - Обоснования демократии

Обоснования демократии.

Актуальным, особенно для постсоциалистической России, остается вопрос, является ли демократия универсальной ценностью, подходит ли она как политическая система для любой страны, способна ли она обеспечить любому обществу стабильность и процветание, почему иногда (как показывает опыт России последних десяти лет) она несет с собой разрушение государственности, хаос, анархию и падение нравов.

В мировой политической мысли существуют ценностные, рационально-утилитарные и системные обоснования демократии. Остановимся коротко на каждом из них.

Ценностные обоснования демократии рассматривают демократию как самоценность (независимо от ее экономического и социального влияния), как реальное воплощение в государственном устройстве важнейших общечеловеческих ценностей: свободы, равенства, социальной справедливости.

Следует подчеркнуть, что на протяжении тысячелетий многие проявления свободы не считались благом (Аристотель называл свободу признаком плохих форм правления). Китайская цивилизация, например, до сих пор основывается на признании общественной и политической иерархии, считает, что государственное правление должно базироваться на соблюдении таких принципов, как человечность, стыд, послушание и наказание. И хотя в современном мире тяга к свободе значительно усилилась, многие люди (если не подавляющее большинство) не задумываясь поменяют свободу, особенно политическую, на материальное благополучие, безопасность и порядок. Массовость такого отношения к свободе ставит под сомнение ценностное обоснование демократии как реального воплощения свободы. К тому же, демократия воплощает в себе лишь очень узкий аспект свободы - свободу политическую, то есть равное право граждан на участие в формировании органов власти. И хотя политика оказывает достаточно большое влияние на жизнь современного человека, тем не менее непосредственные жизненно важные интересы граждан обычно лежат во внеполитических сферах. Более того, политическая свобода может даже препятствовать осуществлению этих интересов. В таких случаях граждане, как правило, предпочитают ограничить свою свободу ради других жизненно важных целей (экономической эффективности, порядка, общественной безопасности и пр.). К тому же прямая личная польза от реализации политических прав обычно невелика, так как способность отдельного человека повлиять на принятие политических решений очень незначительна, а затраты времени, энергии, материальных средств на эффективную политическую деятельность весьма значительны.

Не отличаются убедительностью и другие ценностные обоснования демократии, например, отождествление ее с равенством и социальной справедливостью. Как подчеркивалось выше, специфической чертой демократии является ее формальный характер, то есть равноправие граждан как юридических лиц. Демократия не обеспечивает людям равенства возможностей и воздаяния по заслугам, фактического равенства жизненных шансов и социальной справедливости.

Вторая группа аргументов в пользу демократии - это рационально-утилитарные обоснования демократии. В соответствии с ними, демократия трактуется как наиболее рациональная, полезная для граждан форма организации, позволяющая всем общественным группам выражать и гармонично защищать свои интересы, увеличивать восприимчивость общества к новым требованиям и условиям. Демократия представляет собой механизм выявления и отбора социальных альтернатив. Совместно с конкурентными рыночными структурами она делает общество открытым для любых идей и вариантов развития, предпочитаемых народом.

Системные обоснования демократии, разработанные в работах Н.Лумана (р. 1927) и К.Дойча, оправдывают ее существование наилучшими возможностями сохранения и развития социальной системы, ее адаптации к непрерывно изменяющейся среде. Системные обоснования демократии абстрагируются от нравственных императивов и общечеловеческих ценностей и концентрируют внимание лишь на формах, способствующих самосохранению системы. Среди них - плюрализм, политическое участие, наличие оппозиции, периодическая смена парламента и правительства.

Системная модель демократии и ее рационально-утилитарные обоснования вообще исходят из традиционных либеральных представлений о человеке как рационально мыслящем и действующем существе, стремящемся к свободе, уважающем демократические процедуры, закон, интересы и права других людей и способном к самоограничениям. Предполагается, что ключевая фигура такой демократической модели - избиратель - правильно осознает свои собственные интересы и оценивает кандидатов на основе того, кто из них будет наилучшим образом служить его интересам. Такая модель личности отражает западные реалии, но не является универсальной.

Таким образом, большинство политологов и политических антропологов приходят к выводу, что демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа, имеет необходимые экономические и социальные предпосылки. В противном случае она вырождается в охлократию - власть толпы, направляемой демагогами, приводит к хаосу и анархии и в конечном счете к диктаторским режимам. То есть она не является универсальной, наилучшей для всех времен и народов формой правления. Многие монархии, военные хунты и другие авторитарные правительства делали для экономического процветания, укрепления безопасности граждан и гарантирования их индивидуальной свободы больше, чем слабые и коррумпированные демократические режимы.

Однако при наличии определенных социальных предпосылок демократия имеет ряд преимуществ над другими формами правления. Надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократия. Поэтому тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости и социального творчества.



Оглавление
Теория власти и политической системы
Понятие и сущность власти
Субъект и объект власти
Ресурсы власти
Основания власти
Виды власти
Политическое господство
Легитимность власти
Разделение властей
Политическая элита
Политическое лидерство
Понятие политической системы
Основные концепции политической системы
Структура политической системы
Типология политических систем
Понятие политического режима
Тоталитаризм
Авторитаризм
Понятие демократии
История развития демократии
Современные формы демократии
Обоснования демократии
Государство
Признаки государства
Функции государства
Государственный суверенитет
Конституция
Государственная власть
Формы государства
Формы государственного устройства
Виды государства
Гражданское общество
Политическая партия
Типология политических партий
Партийные системы
Группы интересов
Группы давления
Все страницы