Теория власти и политической системы - Партийные системы

Партийные системы.

Под партийной системой понимается совокупность политических партий, имеющих реальные возможности участвовать в формировании органов государственной власти и образующих механизм борьбы или сотрудничества. То есть партийную систему составляют устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.

Партийные системы противостоят апартийным, то есть таким формам организации политической власти, где либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие носит сугубо декларативный характер (как было в СССР, Албании или происходит и сейчас на Кубе, в КНДР).

В политической науке существуют различные классификации партийных систем. Поскольку система партий любого общества определяется по количественному (по числу партий, входящих в систему) и по качественному (по масштабу влияния партий) критерию, постольку возможны две системы типологии партийных систем.

В соответствии с количественным критерием партийные системы делятся на однопартийные, двухпартийные (или бипартийные), многопартийные и системы “двух с половиной партий”.

Однопартийная (неконкурентная) система - характеризуется тем, что партия монополизирует всю политическую власть, отождествляет себя с данным политическим режимом, а последний - с государством, исключает наличие оппозиции. Однопартийная система характерна для авторитарных и тоталитарных обществ. Для двухпартийной и многопартийной систем характерно прежде всего существование политического соперничества. Именно его отсутствие при однопартийной системе дало З.Наймену основание утверждать, что одну-единственную партию, господствующую в обществе, нельзя считать партией в истинном смысле этого слова. И действительно, поскольку партия есть “часть” политического сообщества, то ее можно понять лишь в соотнесении с другими частями или партиями, которые вступают в конкурентную борьбу за свою долю власти и влияния в стране. Именно поэтому основное внимание в рассмотрении партийных систем мы сделаем на трех основных видах многопартийности.

1. Двухпартийная система (бипартизм) - это система, в которой две крупные партии неизменно чередуются у власти, если и существуют другие политические партии, то они по разным причинам доступом к власти не обладают. Двухпартийность достаточно функциональна, поскольку обеспечивает эффективную работу политической системы в целом. Прежде всего она отражает существование естественного политического дуализма. “Это означает, что политический выбор,- подчеркивал М.Дюверже,- обычно выступает в дуалистической форме... Всякая политика предполагает выбор между двумя типами решений”.

Кроме того, двухпартийность способствует созданию эффективного и стабильного правительства, которое опирается на поддержку парламентского большинства из числа депутатов победившей партии. Избранное прямым всеобщим голосованием парламентское большинство позволяет функционировать правительству в течение всего срока полномочий. Более того, двухпартийность облегчает процесс агрегирования интересов и сокращения требований. Она делает ненужным посредничество: сам избиратель выбирает цели и руководителей, обязанных их достичь.

Однако таковы плюсы двухпартийной системы в идеале. На практике же она коррелирует с рядом переменных, что позволяет различать ее типы. Так, “жесткая” двухпартийность отличается от “мягкой” дисциплиной голосования. В условиях “жесткой” двухпартийности (например, в Великобритании) при принятии важных политических решений депутаты каждой партии стремятся голосовать одинаково. В противном случае те, кто нарушил дисциплину голосования, исключаются из партии. “Мягкая” двухпартийность (например, в США) не предписывает депутатам обязательную дисциплину голосования.

Различают также “совершенную” и “несовершенную” двухпартийность. “Совершенная” двухпартийность означает, что две партии набрали 90% голосов, причем одной из них обеспечено абсолютное большинство парламентских мест. Такая партия может руководить в одиночку, не вступая в союз с другими .

“Несовершенная” двухпартийность возникает в том случае, если число мандатов, полученных двумя крупными партиями на выборах, не позволяет им в одиночку завоевать абсолютное большинство. Им приходятся объединяться с третьей партией. Подобная партийная система получила название “системы двух с половиной партий”. Примером такой партийной системы может служить ФРГ, где третья партия - Свободная демократическая партия - обладает достаточной электоральной базой, чтобы внести порой весьма существенные коррективы в привычную игру двух основных партий - СДПГ и ХДС/ХСС.

Двухпартийная система отнюдь не означает отсутствия других партий. Например, в течение XX в. в Великобритании в качестве одной из двух главных партий лейбористы пришли на смену либералам. В то же время в послевоенные десятилетия либералы сохраняли свой статус парламентской партии, а социал-либеральный альянс, образовавшийся в начале 80-х годов, иногда завоевывал до 25% голосов избирателей.

Особенно показательно с этой точки зрения положение дел в США, где господствует классический пример двухпартийной системы в лице демократической и республиканской партий. За всю историю существования двухпартийной системы в США более 200 кандидатов третьих партий попытались добиться избрания на пост президента страны. Однако лишь 8 из них сумели завоевать более 1 млн. голосов избирателей. После гражданской войны третьи партии пять раз на президентских выборах завоевывали голоса, хотя и незначительного числа, выборщиков. В ряде случаев, особенно на уровне штатов, третьи партии становились влиятельной политической силой. Но при всем том важной особенностью двухпартийной системы США стало неприятие большинством избирателей на общенациональном уровне третьих партий. Америка является одной из немногих стран, где нет социалистической или другой рабочей партии с парламентским представительством.

Многопартийная система - это система, где действуют три партии и более, каждая из которых собирает на выборах значительное число голосов. В противоположность достаточно жесткой двухпартийной модели многопартийная система, где взаимодействие осуществляют более двух партий, отличается гибкостью и способна эффективно сдерживать социальные конфликты. Являясь институциональным выражением плюрализма социальных интересов и статусов, многопартийная система ориентирована на поиск согласия и компромиссов между политическими силами, не обладающими явным политическим доминированием.

В обществах с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами артикуляции социальных, национальных, религиозных и других интересов, как правило, возникают предпосылки для создания многопартийных систем. Достижение согласия, как и обеспечение системной стабильности, во многом зависит от характера взаимоотношений между правительственными партиями и оппозицией. В обществах без демократических традиций, с неразвитой политической культурой многопартийная система является причиной частых правительственных кризисов. К тому же многопартийность не способствует обобщению интересов, поскольку каждая партия стремится выражать требования только “своего” электората.

При многопартийной системе каждая партия представляет более или менее четко очерченные идейно-политические или идеологические позиции. Спектр этих позиций простирается от крайне правых до крайне левых. Остальные партии занимают промежуточное положение между этими двумя крайними полюсами. Как правило, в многопартийных парламентах места располагаются в форме некоторого полукруга, где, следуя традиции французской революции, представители консервативных и правых партий рассаживаются по правой стороне от председательствующего, в центре - умеренные, слева - представители леворадикальных партий.

Такая группировка по линии правые - левые, основанная на позициях и установках по социально-экономическим и политическим проблемам, сопряжена со значительным упрощением реального положения вещей в обществе. В частности, в такую схему не всегда укладываются религиозные, этнонациональные, региональные, местнические, профессиональные и другие интересы. Это, в частности, выражается в том, что с середины 70-х годов в политической жизни европейских стран получили развитие националистические и регионалистские партии и движения, которые представлены всеми оттенками идеологического спектра. Зачастую их просто невозможно классифицировать по шкале правые - левые. Например, центристские партии Франции, разделяя общие позиции по ряду социально-экономических проблем, в то же время расходятся по вопросам религии, государства, революционных традиций, социально-классовых различий и т.д.

Как правило, в многопартийных системах ни одна из партий не способна завоевать поддержку большинства избирателей. Они типичны для парламентской формы правления и в большинстве случаев имеют своим результатом коалиционные правительства или кабинеты министров. Здесь ни одна партия не способна выступить в качестве представителя всей нации или ее большинства и поэтому не может формировать правительство без привлечения поддержки представителей других партий. Нередко такое положение обрекает парламентские коалиции на неустойчивость, а правительства - на постоянную нестабильность.

Среди многопартийных систем часто также выделяют “совершенную” многопартийность (как в большинстве индустриально развитых стран), так и многопартийность с одной доминирующей партией (как в Японии - Либерально-демократическая партия), которую не следует путать с однопартийной системой.

Итальянскую многопартийную систему часто называют несовершенной двухпартийной системой в силу того, что в ней в течение почти всего послевоенного периода господствующие позиции занимали две крупные партии - христианские демократы и коммунисты. Причем первые всегда находились у власти, а вторые - в оппозиции. ХДП, будучи наиболее влиятельной партией на политической сцене Италии, для создания правительственной коалиции периодически меняла своих союзников из числа более мелких партий.

При двухблоковой системе, при которой основная борьба за власть ведется соперничающими группировками, как это имеет место во Франции и Дании, передвижение какой-либо одной партии из одного блока в другой может привести к изменению соотношения сил на политической арене в целом. Здесь открываются возможности для маневрирования сил, которые условно можно определить как левый и правый центр.

Процесс стабилизации политической жизни в сегодняшней России предполагает осознание обществом насущной потребности в создании четкой системы цивилизованных отношений власти и рядовых граждан. Ключевым элементом такой системы является многопартийная структура, служащая самовыражению активной части общества.

Нынешняя многопартийность в России весьма своеобразна. В Государственной Думе преобладают представители четырех основных политических объединений – КПРФ, НДР, ЛДПР и “Яблока”. Кроме последнего, все они при определенной нюансировке, определяемой политической конъюнктурой, могут считаться “партиями власти”. Именно их голосами принимался в последние годы бюджет России, который имел мало общего с насущными интересами большинства россиян, противореча во многом и программным установкам трех вышеназванных столпов российского политического истеблишмента. Идеологическая самоидентификация парламентских партий не совпадала с известными зарубежными аналогами. КПРФ мало походила на дрейфующих к левосоциалистическим позициям бывших представителей международного коммунистического движения – от еврокоммунистов Италии до некогда правоверных марксистов-ленинцев из Восточной Германии. ЛДПР явно смахивала не столько на идущих под голубыми знаменами европейских либералов, сколько на коричневатых радикал-националистов Франции и Германии. Либеральные оттенки можно было заметить скорее у “Яблока”. Однако часть его парламентариев считали себя социал-демократами. Что касается НДР, то ее программно-политические позиции весьма далеки от европейских консерваторов, хотя лидеры этого движения сегодня все громче заявляют о своем консерватизме.

Традиционная для России гипертрофированная роль личности, подменяющая собой коллективный разум, является очевидным тормозом в восприятии широкими народными массами многопартийности как фактора, оказывающего решающее воздействие на ход политической истории. Не случайно, что название любой партии из представленных в парламенте России ассоциируется прежде всего с фамилией лидера, а не с определенными программными установками. Амбиции первых персон (“либо я – либо никто”) являются препятствием для политики блоков, без которой, как показывает практика, ни одна из политических сил не может добиться реализации хотя бы части своих требований. Более того, уход с политической арены по разным причинам того или иного лидера сразу делает аутсайдером руководимую им партию. Во всяком случае, ни НДР, ни ЛДПР, ни “Яблоко”, лишись они своих лидеров, не могут претендовать даже на сохранение нынешних позиций. Адекватной же замены им, что, как правило, имеет место в развитых политических системах, не видно.

Шанс для российской многопартийности заключается в том, чтобы преодолеть эгоистические интересы отдельных деятелей и групп, сделав ее частью будущей подлинно демократической системы. О степени демократичности нашего общества мир будет судить не только по формально соблюдаемым ритуалам политической жизни, но прежде всего по ее содержательной стороне, составной частью которой, безусловно, является плюрализм мнений и адекватных им организационных структур. Только такая многопартийность станет приводным ремнем устойчивой демократической системы, той системы, которая послужит делу стабилизации Российского государства. В конечном итоге именно политические партии общенационального масштаба смогут не только стабилизировать социально-экономическое и политическое положение России, но и укрепить ее федеративные устои, усилив объединительные, а не дезинтеграционные факторы российской государственности.



Оглавление
Теория власти и политической системы
Понятие и сущность власти
Субъект и объект власти
Ресурсы власти
Основания власти
Виды власти
Политическое господство
Легитимность власти
Разделение властей
Политическая элита
Политическое лидерство
Понятие политической системы
Основные концепции политической системы
Структура политической системы
Типология политических систем
Понятие политического режима
Тоталитаризм
Авторитаризм
Понятие демократии
История развития демократии
Современные формы демократии
Обоснования демократии
Государство
Признаки государства
Функции государства
Государственный суверенитет
Конституция
Государственная власть
Формы государства
Формы государственного устройства
Виды государства
Гражданское общество
Политическая партия
Типология политических партий
Партийные системы
Группы интересов
Группы давления
Все страницы