Теория власти и политической системы - Виды государства

Виды государства.

Правовое государство.

Правовое государство - это такое государство, в котором его власть ограничена правом (в котором выражается воля суверенного народа) и соблюдается верховенство закона. Правовое государство является реальным воплощением идеи и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить личность от государственного произвола, насилия над совестью, тотальной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности.

Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того, чтобы государство не превратилось, по определению Гоббса, в Левиафана, чудовище, господствующее над обществом, существует разделение властей. Независимый суд призван защищать примат права, распространяемого на всех граждан, государственные и общественные институты.

Идеи правового государства восходят к глубокой древности. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникли такие зачатки правовой государственности, как разделение властей. Однако в античности и средние века понятия общества и государства не разделялись.

Концепция же правового государства в своих основных чертах сложилась в Новое время, особенно в эпоху Просвещения, в работах Дж.Локка, Ш.-Л.Монтескье, И.Канта, Т.Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин “правовое государство” окончательно утвердился в трудах немецких юристов XIX в. Т.К.Велькера, Р.фон Моля и др.

Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие характерные признаки:

1) наличие развитого гражданского общества;

2) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

3) мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;

4) правовое равенство всех граждан; приоритет прав человека над законами государства;

5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер;

7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию, решения которой обязательны для всех;

8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: “Разрешено все то, что не запрещено законом”. Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного - формально зафиксированных полномочий;

9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушаются свободы других людей.

Как видим, первым признаком правового государства является сформировавшееся гражданское общество. Подробнее суть понятия “гражданское общество” будет раскрыта в следующем разделе.

Социальное государство.

Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут в конечном счете к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовом государстве индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало формальное равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте, а также на неудавшуюся попытку административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство явились теория и практика социального государства или государства всеобщего благоденствия.

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности , соучастия в управлении производством, а в идеале - примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе.

Истоки социального государства восходят к далекому прошлому. Еще в древности многие правители заботились о наиболее бедных гражданах. Однако основное бремя заботы о бедных лежало в то время на семьях и общинах. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений деятельности государства. В результате этого примерно в 60-е гг. XX в. и возникли социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечить прожиточный минимум каждому нуждающемуся.

Деятельность современного социального государства весьма разнообразна. Оно занимается перераспределением национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения, политикой занятости и охраной прав работника на предприятии, социальным страхованием, поддержкой семьи и материнства, заботой о безработных, престарелых, молодежи, развитием доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.



Оглавление
Теория власти и политической системы
Понятие и сущность власти
Субъект и объект власти
Ресурсы власти
Основания власти
Виды власти
Политическое господство
Легитимность власти
Разделение властей
Политическая элита
Политическое лидерство
Понятие политической системы
Основные концепции политической системы
Структура политической системы
Типология политических систем
Понятие политического режима
Тоталитаризм
Авторитаризм
Понятие демократии
История развития демократии
Современные формы демократии
Обоснования демократии
Государство
Признаки государства
Функции государства
Государственный суверенитет
Конституция
Государственная власть
Формы государства
Формы государственного устройства
Виды государства
Гражданское общество
Политическая партия
Типология политических партий
Партийные системы
Группы интересов
Группы давления
Все страницы