������.�������


Неориторика.

Человек, произносящий какое-нибудь высказывание, поступает так, желая получить некий результат. Это значит, что, говоря “мы действуем”, совершаем поступок. Еще в древнерусском сборнике “Пчела”, содержащем переводы античных и византийских изречений и анекдотов читаем афоризм, приписываемый Солону: “... слово – вид дела”. Эта идея оказалась весьма важной и плодотворной для лингвопрагматики и неориторики. С помощью слов можно управлять поведением людей. Отношение знака языка к человеку и изучает неориторика. Главным постулатом неориторики, возникшим благодаря научной деятельности Дж. Остина, Дж. Сирла, Х. Грайса и других лингвистов в 60-70 годы нашего века, можно считать следующее утверждение Остина: “Слово есть дело”. Теперь ясно, насколько тесно связаны классическая риторика и современная лингвопрагматика (неориторика). Обратитесь снова к афоризму Солона и сравните его с основным положением неориторики, приведенным выше. Итак, произнося высказывание, мы совершаем определенное действие, направленное на адресата. Это действие, определяемое целью, намерением говорящего, и называется в неориторике и прагматике “речевым актом”, “речевым поступком”, “речевым действием” (приведенные термины являются синонимами).

В нашем словаре есть такие слова и выражения, которые, будучи произнесенными в реальной речевой ситуации, сами по себе являются поступками. Этот класс языковых знаков называется словами – перформативами, что в переводе с английского обозначает осуществлять, действовать. Таковы, например, глаголы просить, обещать, благодарить, поздравлять и подобные. Когда мы говорим “благодарю вас”, мы самой этой фразой производим действие, совершаем поступок, выражаем благодарность. “Обещаю тебе принести книгу” - речевой акт “обещание”. “Поздравляю” произносим мы и совершаем таким образом ритуал поздравления – тоже поступок, речевой акт. Но речевые поступки вовсе не всегда требуют определенных, специальных, словарных средств. Возьмем слова-предложения “да” и “нет”. Представим церемонию бракосочетания. Люди, произнесшие в этом речевом событии “да”, тоже совершают, таким образом, конкретное действие, поступок, который надолго определит их судьбу, - вступают в брак. Такова сила слова, в этой ситуации – величайшая. Однако в громадном большинстве жизненных коллизий – в повседневном общении, в профессиональной деятельности – речь, не будучи столь очевидно действенной, все же всегда может быть понята как поступок. Именно так и учит понимать речь риторика, древняя и новая. Сила словесного воздействия может быть незаметна, но всегда велика.



Оглавление
Теория риторики
Введение
Становление риторики
Речевая практика греко-римской античности
Платон об искусстве красноречия
Теория ораторского искусства Аристотеля
Цицерон о риторическом знании
Риторика в Древней Руси
Структура речевых отношений
Типы речевой деятельности
Речевая педагогика Квинтилиана
Основы гомилетики
Становление рациональной риторики
Риторика Ломоносова
Общая и частная риторика
Русская риторика: Кошанский, Зеленецкий, Миртов
Поэтика Потебни
Становление научной риторики
Требования, предъявляемые к оратору
Этос, пафос, логос
Последовательность речевых действий
Эристика, диалектика, софистика
Место риторики: поэзия и проза, грамматика и стилистика
Законы речи и правила риторики
Техника аргументации
Общие места (топика)
Понятие и формы монолога
Принципы оценки речи
Образ автора и вид речи
Образ автора в семейно-бытовой речи
Образ автора в судебной речи
Образ автора в гомилетике
Образ автора в учебной речи
Образ автора в письмах и документах
Образ автора в научных сочинениях, художественной литературе и публицистике
Образ автора в массовой коммуникации
Развитие риторического изобретения
Логическое содержание речи
Композиция и стиль
Языковые средства риторики
Речевая эмоция
Теория диалога, его структура, роль в обществе
Классификация диалога
Этос диалога
Пафос диалога
Логос в диалоге
Изобретение в диалоге
Эффективность ведения диалога
Грамотность ведения диалога
Сочетание жанровых систем в диалоге
Искусство управления и связи с общественностью
Принципы составления речи. Знание предмета и учет своего опыта
Изобретение, расположение и исполнение речи
Разговорно-бытовая речь
Поздравительная речь
Учебная речь
Агитационная речь
Система речи: влиятельность и эффективность
Проблема самовоспитания оратора
Классификация типов речи
Устная, письменная и печатная речь
Массовая информация
Информатика
Стили языка и речи
Теория речевых коммуникаций
Неориторика
Все страницы