Разработка стратегии компании - Разработка миссии компании

Разработка миссии компании.

Отталкиваясь от определенных ранее задач стратегического менеджмента, можно выделить задачи разработки создания стратегии.

Разработка стратегии организации – это разработка миссии компании, определение целей, формирование путей для их достижения.

Более подробное рассмотрение этих задач начнем с разработки миссии компании.

Разработка миссии включает выработку определения бизнеса компании, поиск ясной форму­лировки общей цели организации, принятие своевременно­го решения относительно изменения стратегического курса и миссии компании.

Обсуждая разработку миссии, часто используют такие понятия, как стратегическое видение, предназначение, концепция бизнеса.

Стратегическое видение – это взгляды менеджеров на долгосрочный курс организации, ответы на такие вопросы, как: что представляет собой организация, чем она занимается, чего наме­рена достичь? Соответственно концепция бизнеса – это составная часть стратегического видения или более общего понятия – предназначения компании.

Миссия компании обычно очень индивидуальна. В противном случае, при совпадении, напри­мер, формулировок миссии двух организаций можно предположить или отсутствие учета факторов внешней и внутренней среды, специфики деятельности, или возникновение факторов, обостряющих конкурентную борьбу между ними впоследствии, чего возможно было бы избежать на первой стадии разработки стратегии их деятельности.

К основным принципам формулировки миссии можно отнести следующие.

1. Необходимость определения сферы деятельности.

2. Миссия должна отражать общие ценности и принципы (философию компании); она должна быть сформулирована ясно и доходчиво.

3. Решение о пересмотре миссии должно быть своевременным.

Сферу деятельности, которую ведет организация, можно определить по-разному, более широко или узко. Выбрать вариант, который является лучшей отправной точкой для разработки стратегии, бывает нелегко.

Определение сферы деятельности – определение потребностей покупателей, групп покупа­телей в соответствии с технологическим исполнением и функциональным назначением товара.

При определении сферы деятельности во внимание следует принимать три группы факторов.

1. Потребности покупателя (что производить?).

2. Группы покупателей, сегменты рынка (для кого производить?).

3. Технологическое и функциональное исполнение (как удовлетворяются потребности?).

Определение сферы деятельности, построенное на одном или двух факторах (из числа названных выше), не дает возможности четко определить бизнес.

Другим вопросом, возникающим при определении сферы деятельности, является использование общего или детального определения. Степень детализации должна быть разумной и соответствовать характеру деятельности компании, ее специализации, стратегии дальнейшей деятельности. Дивер­сифицированные компании формулируют свою миссию шире, чем однопрофильные компании, стремясь в то же время сделать эту формулировку достаточно гибкой, не сковывающей дальнейшее расширение деятельности. Диверсификация – стратегическая ориентация на создание многопро­фильного производства или портфеля ценных бумаг.

Отдельным вопросом является формулировка миссии подразделений компании, в частности функциональных, обеспечивающих. Миссия подразделения должна быть сформулирована так, чтобы, с одной стороны, отражать существо и цели работы подразделения, а с другой – давать представление о вкладе целевых установок подразделения в реализацию миссии организации.

Миссия компании, выраженная в текстовой форме, адресована служащим компании, ее менед­жерам, акционерам и клиентам. Формулировка миссии должна побуждать служащих компании к более качественному выполнению возложенных задач, менеджеров – к совершенствованию управления. Клиенты должны испытывать удовлетворение от осознания того факта, что их потреб­ности поняты и удовлетворены, а акционеры – понимать, что такая линия поведе­ния обеспечивает им получение прибыли. Эти соображения позволяют утверж­дать, что формулировка миссии должна вырабатываться с учетом тех рекомен­даций, которые связаны с построением процесса коммуни­кации, рассматри­ваемого, в частности, в дисциплинах «менеджмент», «маркетинг» и др.

Рассматривая формулировку миссии компании как одну из задач стратегического менеджмента, следует отметить два факта.

1. В определенной степени «первичная» проверка формулировки миссии проходит еще до реализации стратегии, при постановке стратегических целей и разработке стратегии. Следует допус­кать возможность корректировки миссии в связи с тем, что первые варианты «не проходят» с позиции последующих шагов.

2. При выполнении стратегии рано или поздно возникает ситуация, когда в нее надо будет вносить коррективы, возможно затрагивающие цели, формулировки миссии.