Макроэкономика. - Совокупный спрос и совокупное предложение



Совокупный спрос и совокупное предложение

Цель любой экономической системы – достижение макроэкономического равновесия, т.е. сбалансированного состояния экономической системы как единого, целостного механизма.

В макроэкономике, которая изучает не отдельные объекты и процессы, а их совокупности, на первый план выступает равновесиемежду доходами и расходами общества. Макроэкономический анализ предполагает прежде всего анализ совокупного спроса (использованного ВНП) и совокупного предложения (созданного ВНП). Если на микроуровне взаимодействие спроса и предложения ведет к равновесному уровню цен и выпуска продукции на отдельных рынках и на отдельные товары, то на макроуровне совокупное предложение и совокупный спрос воздействуют на установление равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.

Совокупный (агрегированный) спрос ( от англ. aggregate demandАD) – это сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Основными формами его проявления служат: потребительский спрос, инвестиционный спрос, спрос на товары и услуги со стороны государства и расходы на “чистый” объем экспорта, т.е. его величину можно определить по уже известной нам формуле


AD = С + Ig + G + Xn.

Совокупный спрос (АD) – объем национального продукта, который потребители, предприятия и правительство планируют приобрести при любом возможном уровне цен.

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства (ВНП), на который предъявляется спрос, обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем ВНП, который может быть куплен.

Кривая совокупного спроса – кривая взаимосвязи между желаемыми и планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и средним уровнем цен на них. Модель кривой совокупного спроса AD представлена на рис. 4.1.


Рис. 4.1. Кривая совокупного спроса


Если уровень цен в стране повысился с Р1 до Р2 , то это приведет к снижению объема национального продукта, который смогут приобрести домохозяйства, предприниматели и правительство, с Q1 до Q2. Соответственно величина совокупного спроса упадет с точки А до точки В на кривой спроса AD. Изменение уровня цен при прочих равных условиях вызывает изменение величины совокупного спроса, что графически отражается движением вдоль стабильной кривой AD.

Если происходит изменение каких-либо других факторов, кроме уровня цен, то совокупный спрос меняется.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся изменения:

• в потребительских расходах, которые могут быть вызваны изменением благосостояния потребителя, ожиданий потребителя (его прогнозов на будущий доход), задолженности потребителя и уровня налогов, в первую очередь подоходного налога;

• в инвестиционных расходах, зависящих от уровня процентных ставок, ожиданий инвестиционной прибыли, налогов с предприятий, уровня используемых технологий и наличия у предприятий избыточных мощностей;

• в государственных расходах: если государственные расходы увеличиваются – совокупный спрос растет, если уменьшаются – совокупный спрос падает;

• в расходах на чистый экспорт, которые в свою очередь зависят от национального дохода в зарубежных странах – партнерах во внешней торговле – и от изменения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.

Под действием неценовых факторов кривая АD смещается (при увеличении совокупного спроса – вправо из точки А в точку А??, а при уменьшении – влево из точки А в точку А?) (см. рис. 4.1).

Таким образом, можно выделить следующие особенности кривой совокупного спроса:

• кривая AD имеет отрицательный наклон, означающий, что рост уровня цен приводит к сокращению потребления, инвестиций, расходов правительства и чистого экспорта;

• изменение величины совокупного спроса в результате изменения среднего уровня цен отражается движением вдоль кривой AD;

• изменения потребления, инвестиций, правительственных расходов и чистого экспорта в своей совокупности определяют неценовые факторы совокупного спроса, ведут к изменению совокупного спроса и вызывают смещение AD.

Совокупное предложение (от англ. aggregate supply – AS) – это сумма всех индивидуальных предложений. Оно представляет собой денежную величину всех конечных товаров и услуг, предложенных к продаже.

Совокупное предложение (AS) – это реальный объем национального продукта, который может быть произведен при каждом возможном уровне цен.

Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий – сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость.

Модель кривой совокупного предложения состоит из трех отрезков: горизонтального, промежуточного и вертикального (рис. 4.2.).


На горизонтальном отрезке реальный объем национального производства еще не достиг своего потенциального (максимального) уровня Qf, имеются резервы производственных мощностей, запасы сырья, материалов, большая безработица, что свидетельствует о состоянии депрессии. В этих условиях предприятия могут для увеличения объема производства нанимать дополнительную рабочую силу, не увеличивая заработную плату. Издержки производства не меняются, постоянными остаются и цены.

На промежуточном отрезке наблюдается одновременно рост реального объема производства и уровня цен. Экономика начинает приближаться к своему потенциально возможному уровню (Qf), но полная занятость возникает неравномерно по отраслям экономики. Например, в компьютерной промышленности может наблюдаться нехватка квалифицированных рабочих, а в других отраслях – сохраняться значительная безработица и неполное использование производственных мощностей.

На вертикальном отрезке производство достигло своего максимального уровня (Qf), когда экономика функционирует на пределе своих производственных возможностей, все ресурсы задействованы и достигнута полная занятость населения. За короткое время невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства. Если в условиях полной занятости предприниматели будут стремиться для увеличения объема производства нанять дополнительную рабочую силу, то они могут это сделать, предложив более высокую оплату труда, что приведет к росту издержек и цен. Цены повысятся, а увеличение производства в одном месте вызовет сокращение производства в другом и национальный объем производства не изменится.

Изменение величины предложения (рис 4.3) соответствует перемещению точек вдоль постоянной кривой AS из положения А в положение В. Изменение уровня цен влияет на изменение величины предложения при неизменности других факторов.

Если же изменяется какой-либо неценовой фактор, то происходит изменение уровня совокупного предложения. Графически это отражается перемещением кривой предложения вправо из положения AS в положение AS??, когда предложение увеличивается, и влево из положения AS в AS?, когда предложение уменьшается. Уровень цен при этом остается неизменным.

К неценовым факторам совокупного предложения относятся: изменения цен на ресурсы (внутренние и закупаемые за рубежом), применяемые технологии; изменение налогов и субсидий; изменение правовых норм, структуры рынка; производительности; ожидания производителей. Эти факторы проявляются в совокупном виде.


Рис. 4.3. Изменение величины совокупного предложения и изменение совокупного предложения



Оглавление
Оглавление
Макроэкономика.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ
Сущность и структура национальной экономики. Кругооборот доходов и продуктов
Система национальных счетов
Макроэкономические показатели, входящие в СНС
Номинальный и реальный валовой внутренний продукт
ВВП и общественное благосостояние
Цикличность как форма развития рыночной экономики
Фазы экономического цикла
Безработица: сущность, виды, измерение и издержки
Инфляция: сущность, причины, измерение и формы
Особенности современной инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы
Совокупный спрос и совокупное предложение
Макроэкономическое равновесие и его условия
Потребление, сбережения и инвестиции
Взаимосвязь инвестиций и национального дохода. Теория мультипликатора
Структура и функции финансовой системы
Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
Налоги и налоговая система
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
Денежное обращение. Равновесие денежного рынка
Кредитно-банковская система
Денежно-кредитная (монетарная) политика и ее особенности в России
Экономический рост и его противоречия
Современное всемирное хозяйство и проблемы глобальной экономики
Мировой рынок и международная торговля
Международные валютные отношения
Интернационализация экономических отношений
Общая характеристика экономической реформы
Разгосударствление и приватизация как условия перехода к рынку
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса и формирование факторных рынков
Структурная политика и формирование российской модели социальной рыночной экономики
Интеграция России в мировую экономику
Все страницы