Эстетика как наука. Основные этапы развития эстетической мысли. - Эстетические взгляды Ф. Достоевского и Л. Толстого.


Эстетические взгляды Ф. Достоевского и Л. Толстого.

По своему влиянию на общество, по силе и глубине философской мысли русская художественная литература зачастую превосходила профессиональную философию. Не создавая логически завершенных концепций и не претендуя на это, русские писатели – Федор Достоевский и Лев Толстой – в своих романах, повестях и публицистических произведениях поставили ключевые вопросы человеческого существования.

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) пытался примирить народ и интеллигенцию, традиционную российскую религиозность и новоевропейскую образованность, славянофильские и западнические начала во имя нравственного оздоровления и консолидации русского общества. Он поставил вопрос об антропологических корнях социального зла, о самоценности личностной свободы и в то же время о необходимости этического фундамента, без которого эта свобода вырождается в разрушительный и асоциальный произвол. Автор развивает эту мысль во внутренней полемике с детерминизмом революционных демократов.

В романе “Преступление и наказание” Достоевский как бы предугадывает имморализм ницшеанского “сверхчеловека”, показывает глубинную необходимость этического начала, настолько же неотъемлемого от человеческой личности, как и свобода воли. Он ставит своих героев в экстремальные условия, по сути, проводит над ними жестокий эксперимент, чтобы выяснить, где тот трагический предел, за которым утрачивается человечность и зло надвигается необратимо. Деструктивное начало в человеке, склонность к убийству или самоубийству, как и склонности к анархии, он выводит из феномена “метафизического сиротства” личности посреди современной ему разобщенной европейской цивилизации, лишенной корней “в мирах иных”. В поисках выхода Достоевский обращается к идеалу “положительно прекрасного человека”, который перестраивает отношения с окружающими по принципу самоотдачи и прощения. Он возлагает большие надежды на русский народ в целом как на мессианского носителя высшей духовной истины, которая утрачена Западом, и на патриархально-монархические устои – на “русскую идею”. На этих позициях позднего славянофильства Достоевский отдает дань националистическим настроениям. При этом он вступает в противоречие со своей утопией перерождения государства в свободную общность, поскольку невольно делает ставку на государственную мощь.

Писатель противопоставляет не только прямому бунту, но и любому насильственному устроению общества, хотя бы именем Бога, добровольное служение людям. А высшее национальное призвание России он видит в христианском бескорыстном примирении народов.

Достоевский – мыслитель экзистенциального склада, в эпоху “неверия и сомнения” заново решающий самые острые жизненные вопросы, находя диалектическое отношение “идеи” и “живой жизни”. В центре его личной картины мира находится человек, ощущающий непреложность своего “Я есмь” перед лицом всей Вселенной. Вместе с тем Достоевский обосновывает личность через избираемую ею идею, принадлежащую надэмпирическому миру, и так создает идееносного героя.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – человек титанического таланта и исключительной сложности. Врожденное жизнелюбие, восхищение стихией жизни во всех ее проявлениях и проповедь аскетизма, отрицающего все “животное”, редчайший художественный дар и критика искусства как ненужной роскоши, стремление подчинить свое творчество моральной проповеди, индивидуализм в жизни и отрицание ценности индивидуальности в теории, восхищение Христом как величайшим учителем человечества и отрицание сложившихся форм религиозности и официальной церкви – все это одновременно характерно для Л. Толстого.

Одна из главных тем в его творчестве – противостояние природы и цивилизации, созданной людьми. В природе воплощена высшая гармония, противоположная суете, эгоизму, низменности людей. Толстой проповедует простоту, естественность, равенство, любовь. Смысл жизни в ней самой – в простых радостях, в служении людям, в слиянии человека с природой. Он стремится вернуться от душной цивилизации к пантеистически понимаемой им природе и простому народу. Научными исследованиями смысла жизни не найти – его можно отыскать при помощи разума и совести, убежден писатель

Толстой отрицал как бесчеловечные и противоестественные все основы существующего общества – государство, официальную церковь, частную собственность, суды и тюрьмы, армию и патриотическую идеологию. Главной задачей осознавшей себя личности Толстой считал усвоение многовековой народной мудрости и религиозной веры, которая дает ответ на вопрос о назначении человека.

Религия Толстого почти целиком сводилась к этике любви и непротивления. Критикуя церковное вероучение, он считал, что догматы, к которым официальная церковь сводила содержание христианства, противоречат элементарнейшим законам логики и разума. Согласно Толстому, этическое учение первоначально составляло главную часть христианства, но в дальнейшем центр тяжести переместился из этической в метафизическую плоскость.

Он считал, что непротивлением и нравственным самосовершенствованием каждого человека можно преодолеть любое насилие, любую форму зла.



Оглавление
Оглавление
Эстетика как наука. Основные этапы развития эстетической мысли.
Объект и предмет эстетики.
Предмет современной эстетики.
Эстетика как специфическая область гуманитарного знания.
Эстетика как философская наука.
Функции эстетики в обществе.
Единство исторического и теоретического подходов к эстетической проблематике.
Предыстория вопроса.
Периодизация античности как культурной эпохи.
Влияние мифологии на становление эстетических взглядов.
Досократики: пифагорейцы, Гераклит, Демокрит.
Сократ, Платон, Аристотель.
Эстетическая мысль в эпоху эллинизма.
Специфика средневековой эстетики.
Августин Блаженный. Фома Аквинский.
Особенности византийской эстетики.
Проторенессанс. Данте Алигьери.
Периодизация эпохи Возрождения и ее отношение к средним векам.
Отношение эстетиков Возрождения к наследию прошлого.
Гуманизм как основополагающий принцип эстетики Возрождения.
Эстетические взгляды деятелей эпохи Возрождения.
Особенности эстетики барокко.
Рационализм как основа эстетики классицизма.
Никола Буало.
Академизм, стиль ампир.
Просвещение как культурная эпоха.
Английские просветители.
Эстетика французского Просвещения.
Немецкие просветители.
Идеалистическая диалектика немецкой классической эстетики.
Эстетика И. Канта.
Эстетические воззрения Ф. Шиллера.
Эстетика романтизма.
Эстетическая концепция Гегеля.
Специфический философский контекст российской эстетики.
Особенности классицизма в России.
Дальнейшее развитие эстетики в России.
Диссертация Н. Г. Чернышевского “Эстетическое отношение искусства к действительности”.
Эстетические взгляды Ф. Достоевского и Л. Толстого.
Эстетика В.С. Соловьева.
Неотомизм.
Интуитивизм.
Эстетика фрейдизма и прагматизма.
Экзистенциализм.
Неопозитивизм.
Все страницы