Ключ к пониманию произрастания растений и человеческой жизни - V КAK ЖИЗНЬ МИРА ПЛАНЕТ ОТРАЖАЕТСЯ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

V КAK ЖИЗНЬ МИРА ПЛАНЕТ ОТРАЖАЕТСЯ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. Возрастные периоды и планеты

В этой главе мы будем исходить из одного указания Рудольфа Штейнера (в цикле лекций «Сознание посвященного») о планетарных влияниях во время различных возрастных периодов человека. Благодаря этому наш труд станет законченным целым. Мы исходим, следовательно, из результатов исследовательского метода, который надо вырабатывать всеобъемлющей внутренней школой, прежде чем применять его. Принимая эти результаты в нашем контексте, мы имеем возможность осветить их, и благодаря этому они станут понятны и приемлемы.
От рождения до седьмого года ребенок находится преимущественно под влиянием Луны. Это отрезок времени, во время которого собственное существо ребенка еще довольно скрыто и может выявлять себя лишь очень просто. Но не следует думать, что?то, что выявится позже как личность, еще не действует. Напротив, глубокое существо действует скрыто, занято наивысшей, гениальнейшей работой. Под руководством высоких сил тело формируется и развивается в орудие, приспособленное для этой особой личности. Позже это орудие сможет применяться сознательно.
В этом раннем возрасте человек еще подобен почке у растения. У нее также еще не выражено ее собственное существо.
Одним из самых примечательных свойств ребенка, находящегося в этом возрасте, является стремление принимать людей окружающего его мира столь серьезно, как если бы он стоял перед божественными властями. С глубоким, но бессознательным благоговением он воспринимает все, что переживает в связи с ними и старается сформировать собственную организацию по этому образцу. Дитя развивается прежде всего благодаря подражанию.
С седьмого по четырнадцатый год действует Меркурий. Физическое тело теперь до определенной степени сформировано. Часть сил, помогавших этому формированию и росту, изымается теперь из своей функции и предоставляется в распоряжение развитию сознательных способностей. Здесь мы касаемся тайны, которую должен был бы знать каждый педагог. Часть жизненных сил ставится в этом возрасте на службу мышлению. Человек мыслит теми же самыми силами, которые некогда строили его тело. Дитя теперь созрело для учебы, можно начать формировать его память.
Однако не только в мышлении, но и в других областях ребенок начинает располагать творческими способностями. В этом периоде жизни он становится художником. Он хочет рисовать, лепить, танцевать, петь. В переливающейся через край фантазии, с помощью которой все в его окружении переделывается и ставится на службу игре, также выражается освободившаяся жизненная сила.
При правильно направляемом развитии ребенок находит теперь человека, на которого он может взирать как на aвmopumem. Он уже не принимает самоотверженно всякое влияние из окружающего его мира, он хочет теперь слышать: это хорошо, это достойно порицания. Он хочет развиться и врасти в мир, но он ожидает при этом опоры и руководства.
Он хочет приобрести как можно больше способностей и навыков. С четырнадцатого по двадцать первый год человек сильнее всего находится под влиянием Венеры. Вначале не только жизненные силы, но и глубокие душевные силы были связаны с органическим и помогали его формированию. С четырнадцатым годом часть этих сил опять?таки освобождается для сознательного употребления и теперь дает основание для душевных процессов. Вместе с тем пробуждается большой интерес к миру и сильная потребность все понимать и обо всем судить. В сущности, силы, которые освобождаются и действуют в этом интересе к окружающему миру, суть силы любви. Сила любви, обращающаяся к другому полу, – это только часть всего того, что начинает работать в душе. Но хотя теперь фактически выявляются влюбленность и увлечение, приходит великая самоотдача единому.
С двадцать первого по сорок второй год сильнее всего действует солнечное влияние. С двадцать первого года начинает, освобождаться и развиваться собственное духовное существо человека, человеческое «Я», действовавшее до тех пор в построении организма. В это время человек становится вполне взрослым – не больше и не меньше. До этого времени речь шла о поиске постепенной связи с окружающим миром. В сущности, можно было бы сказать, что здесь перевешивает влияние, оказываемое окружающим миром. Теперь возникает равновесие между собственным существом и отношением к окружающему миру. Теперь человек сильнее всего склоняется к тому, чтобы обходиться с другими людьми как с равными себе.
С сорок второго по сорок девятый год человек находится больше всего под влиянием Марса. Если он серьезно относится к своему развитию, то с этого возраста в нем начинает доминировать его духовное существо. Человек целиком и полностью познал свою задачу и чувствует сильное стремление осуществить ее несмотря на все препятствия. Это период жизни, когда человек может располагать величайшей силой, направленной вовне. Влияние окружающего мира уменьшается.
С сорок девятого по пятьдесят шестой год сильнее всего влияние Юпитера. Теперь человек довел свою жизнь до высшего пункта. Много опытов дали его личности возможность полностью вырасти и созреть. Теперь она способна полностью покоиться в себе самой. Все это уполномочивает человека на большую ответственность. От вполне развитого человека можно ожидать, что его поступки, вытекающие из самой личной инициативы, будут одновременно совершенным выражением духовных задач, которые он действительно должен исполнить. Это время его величайшей мощи.
С пятьдесят шестого по шестьдесят третий год начинает действовать Сатурн. Отныне можно чувствовать явное убывание сил. Потребность вмешиваться в жизнь и совершать важные деяния начинает исчезать. Вместо этого внутренняя жизнь, кажется, приобретает все большую глубину. Это как начало тихого возвращения в лоно Отца. Во внешнем – полный покой, во внутреннем больше и больше проступает склонность к жизни в воспоминании, сопровождаемом теплым чувством.



Оглавление
Оглавление
Ключ к пониманию произрастания растений и человеческой жизни
I ОПИСАНИЕ И НАБЛЮДЕНИЕ ПРОИЗРАСТАНИЯ РАСТЕНИЙ НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ ГЕТЕ О МЕТАМОРФОЗЕ
2. Растение среди четырех элементов
3. Сущность и явление у растения – расширение и сжатие
4. Развитие через метаморфоз и повышение
5. Идеи как творящие силы
6. Вертикаль и периферия у растения
7. Два потока в растении
8. Земные и космические влияния – светлые и темные формы
II СЕМЬ ФОРМ ПРОИЗРАСТАНИЯ КАК МЕТАМОРФОЗ ОСНОВНОЙ ФОРМЫ РАСТЕНИЯ
2. Как проявляются формы произрастания в природе
3. Проявления жизни у форм произрастания
4. Формы произрастания как преувеличение периодов развития у типичных растений
5. Рассмотренные формы произрастания как ключ к более широкому кругу форм
6. Однодольные растения и семь форм произрастания
III ПРОИЗРАСТАНИЕ РАСТЕНИЙ КАК ОТРАЖЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1. Растение и солнце
2. Характеристики планетных движений
3. Формы произрастания и планеты
IV РАСТЕНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
2. Метаморфоз образа жизни
3. Что можно прочесть в природных образах о характере человека
V КAK ЖИЗНЬ МИРА ПЛАНЕТ ОТРАЖАЕТСЯ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
2. Выведение образа жизни из возрастных периодов
3. Метаморфозы типов в направлении добра и зла
4. Планеты как инспираторы подлинного искусства жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИТОГ
И. В. Гете МЕТАМОРФОЗ РАСТЕНИЙ
Все страницы