Ключ к пониманию произрастания растений и человеческой жизни - ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИТОГ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИТОГ

Рудольф Штейнер часто указывал на то, что наука должна подняться из сферы застывших форм в сферу движения.
В ходе столетий человечество развило огромную способность к исследованию всего того, что находится в пространстве. Это имеет следствием поиск соответствующих методов объяснения и для областей, лежащих за пределами пространства, то есть поиск методов, которые не принадлежат к нему.
Переходя в сферу движения, – в чем мы упражнялись в этой работе, – находишь совершенно новые методы. Они открывают пути, на которых можно не искаженно, а истинным образом проникнуть в области, лежащие уровнем выше пространственной действительности. Тем самым проникаешь в область, где действуют силы, осуществившие труд творения.
Один из первых фактов, постигаемых там, – это то, что все связано со всем, что мир становится одним великим единством. Тем самым преодолеваешь массу разделений и разграничений, сковывающих в области формы,
Услышав это, многие читатели не захотят следовать далее, потому что побоятся утратить прочную почву под ногами. Но это не так. Каждый, кто серьезно углублялся в музыку, знает, что в этой области движения возможна величайшая точность.
Вступая в сферу, где движение – у себя дома, попадаешь в область, в которой, как в музыке, играют роль отношения между вещами, гармонии и дисгармонии; в область, где законы развития встречают тебя как могучие ритмы или так же, как мелодичные откровения. Там начинаешь вживаться в гармонию сфер, о которой говорили древние. Там не стоишь уже перед множеством обособленных вещей, но переживаешь Космос как одно великое звучащее целое. От планет и их сфер исходят звучащие движения, и все отзывается в существе Земли. Там не только небесные сферы, но и земная природа проникнута музыкой. Мыслимо ли чтолибо более музыкальное, чем законы метаморфоза? Разве в каждом музыкальном произведении не заключены мотивы, возвращающиеся в постоянном превращении?
Все это нужно знать, чтобы действительно правильно оценить наш труд. Доказательства сделанных здесь утверждений едва ли где могут быть найдены. Ведь обычные доказательства принадлежат также сфере форм, от которой мы как раз хотим освободиться. Значит ли это, что мы отвергаем обоснование этих познаний? Нет, но здесь все покоится на узнавании мотива во множестве метаморфоз, на переживании гармоний и ритмов. Мы должны, следовательно, применять метод, обнаруживающий определенное родство с тем способом, каким строится работа в области искусства. При изучении этого труда необходимо будет поэтому считаться и с тем, что имеешь перед собой весьма сложное целое. Только посредством постоянного заглядывания туда и сюда, посредством сравнения между собой различных частей можно будет вполне углубиться в это содержание.
Кое?что из этих могущих гармоний можно изобразить в одной простой схеме. Она может помочь приобретению определенной ясности при продумывании целого и указать плодотворные пути в изучении.
Чаще всего используемая схема – следующая:

Внутренние планеты Внешние планеты
Солнце
Венера…………………….Марс
Меркурий……………………….. Юпитер
Луна………………………………………….. Сатурн
Солнце выступает в качестве середины. То, что находится с обеих сторон на равном расстоянии от Солнца, находится в полярной связи друг с другом. В соответствии с этим, следовательно, кактус находится точно против хвойного дерева, но и человек, позволяющий руководить собой лунным силам, являет до частностей образ, который противоположен образу человека, руководимого Сатурном.
В природных ландшафтах часто встречаются комбинации сатурнического и венерианского, юпитерианского и солнечного, марсианского и лунного. Альпийские растения и хвойные деревья растут вместе близ границы лесов. Области с умеренным климатом характеризуются лесами и пастбищами. На окраинах пустынь растут масличные растения и колючки. Может сложиться впечатление, что такие комбинации часто бывают и в человеческой жизни и, в сущности, являют благотворную картину.
Опять?таки иную планетарную связь находим отраженной в последовательности дней недели: суббота – Сатурн, воскресенье – Солнце, понедельник – Луна, вторник – Марс, среда – Меркурий, четверг – Юпитер, пятница – Венера. Здесь имеешь дело с отражением мощного ритма развития. Можно настоятельно рекомендовать сравнить рассмотренные типы также и в этой последовательности.
Теперь можно задать себе весьма прозаический вопрос: какая польза в том, чтобы вскрывать эти истины? Мы исходили здесь из скрытых законов, которые определяют весьма многое в человеческой жизни.
Но в то время как в природе все несет себя самого и сверх того объединяется в огромное, гармоничное целое, человек должен завоевывать свойственный ему уровень и, кроме того, вместе с другими людьми должен создавать всеобъемлющее целое. Если он не делает этого, тогда в нем сталкиваются весьма различные силы. Чтобы исполнить эту истинно человеческую задачу, нужно сначала прийти к таким познаниям, какие были выработаны здесь.
Можно поставить еще иной вопрос: зачем проделывать этот окольный путь через природу, чтобы узнать что?то о человеке? Разве нет более прямых путей?
Своеобразие человеческой жизни – в той мере, в какой речь идет о внутренней жизни – состоит в том, что она имеет в себе нечто беспорядочно текучее и на первый взгляд бесформенное. Но если исходить из таких строгих и относительно простых отношений, какие являют планеты и какие практически лежат в основе человеческой жизни, то можно будет обрести настоящий порядок и различие. А если, кроме того, еще выработать умение видеть, изучая жизнь растений, то научишься различать формы и в человеческой жизни.
Современное мировоззрение во всех областях, в том числе и в психологической, страдает от страсти к анатомическому рассмотрению явлений. И подобно тому, как с помощью морфологии, то есть учения о формах, открываешь в мире растений совсем другие законы, нежели с помощью анатомии, то есть расчленения, так и в психологии. Здесь тоже следовало бы достигать морфологии. Но это возможно, только исходя из определенных типов, как это мы сделали здесь, строя формы с помощью точной фантазии и постоянно сверяя их с действительностью. Следовательно, и здесь также надо применять художественные способности. Хотя типы представлены в действительной жизни, они никогда не обнаруживаются в чистой форме. Если хочешь выявить чистые типы, их нужно выстроить самому.



Оглавление
Оглавление
Ключ к пониманию произрастания растений и человеческой жизни
I ОПИСАНИЕ И НАБЛЮДЕНИЕ ПРОИЗРАСТАНИЯ РАСТЕНИЙ НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ ГЕТЕ О МЕТАМОРФОЗЕ
2. Растение среди четырех элементов
3. Сущность и явление у растения – расширение и сжатие
4. Развитие через метаморфоз и повышение
5. Идеи как творящие силы
6. Вертикаль и периферия у растения
7. Два потока в растении
8. Земные и космические влияния – светлые и темные формы
II СЕМЬ ФОРМ ПРОИЗРАСТАНИЯ КАК МЕТАМОРФОЗ ОСНОВНОЙ ФОРМЫ РАСТЕНИЯ
2. Как проявляются формы произрастания в природе
3. Проявления жизни у форм произрастания
4. Формы произрастания как преувеличение периодов развития у типичных растений
5. Рассмотренные формы произрастания как ключ к более широкому кругу форм
6. Однодольные растения и семь форм произрастания
III ПРОИЗРАСТАНИЕ РАСТЕНИЙ КАК ОТРАЖЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1. Растение и солнце
2. Характеристики планетных движений
3. Формы произрастания и планеты
IV РАСТЕНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
2. Метаморфоз образа жизни
3. Что можно прочесть в природных образах о характере человека
V КAK ЖИЗНЬ МИРА ПЛАНЕТ ОТРАЖАЕТСЯ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
2. Выведение образа жизни из возрастных периодов
3. Метаморфозы типов в направлении добра и зла
4. Планеты как инспираторы подлинного искусства жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИТОГ
И. В. Гете МЕТАМОРФОЗ РАСТЕНИЙ
Все страницы