Шпаргалка по философии для поступающих в аспирантуру - 11. Платон и его философское учение.

11. Платон и его философское учение.

Платон (греч. ??????) (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл (греч. ??????????). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами.

Материя для Платона — лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «восприемница» и «кормилица» идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия; материя — это не сущее, сущее же — только идея.

Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для Платона диалектика — метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности.

Индивидуальная душа обладает тремя способностями: умственной, волевой и аффективной — с главенством первой из них. В этике этому соответствуют три добродетели — мудрость, мужество и просветлённое состояние аффектов, которые объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие, — «справедливость».

Такое же тройное деление Платон проводил и в политике, в теории трёх сословий: философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством; воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов, и работников, то есть крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы.

Платон выделял три основные формы правления:

Монархия Аристократия Демократия

Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной (царь) или насильственной (тиран); аристократия может быть владычеством лучших или худших (олигархия); демократия может быть законной или беззаконной, насильственной.

Все шесть форм государственной власти Платон подверг резкой критике, выдвинув утопический идеал государственного и общественного устройства. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

В эстетике Платона красота понимается как абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума, слиянность идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этой слиянности является мера. Познание не отделяется у Платона от любви, а любовь — от красоты («Пир», «Федр»). Всё прекрасное, т. о., видимо и слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей внутренней жизнью и содержит в себе тот или иной смысл. Подобная красота оказывалась у Платона правителем и вообще источником жизни для всего живого.

Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства.



Оглавление
Оглавление
Шпаргалка по философии для поступающих в аспирантуру
2. Философское мировоззрение, его структура. Основной вопрос философии.
3. Функции философии, ее назначение. Философия в системе культуры.
4. Философия и наука: родство и различие функций.
5. Природа философских проблем.
6. Философия Древней Индии.
7. Философия Древнего Китая (конфуцианство, даосизм).
8. Милетская философская школа.
9. Элейская философская школа.
10. Сократ и его учение.
11. Платон и его философское учение.
12. Философские взгляды Аристотеля.
13. Средневековая философия (общая характеристика).
14. Философия эпохи Возрождения.
15. Научная революция и философия XVII-XVIII веков. Эмпиризм и рационализм.
16. Ф. Бэкон и его философское учение.
17. Философское учение Р. Декарта.
18. Философские взгляды Б. Спинозы.
19. Философские взгляды Д. Локка.
20. Философия Канта, её характерные черты.
21. Философская система и диалектика Гегеля.
22. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
23. Философия позитивизма и его исторические формы.
24. Основные направления зарубежной философии XX века.
25. Философия экзистенциализма.
26. Учение З. Фрейда.
27. Категория «бытие», её философский смысл.
28. Философское понимание материи.
29. Движение и развитие. Многообразие форм движения материи.
30. Пространство и время как всеобщие формы бытия.
31. Теория познания. Субъект и объект познания.
32. Социальное познание и его особенности.
33. Творчество и познание.
34. Проблема познаваемости в истории философии.
35. Философская категория «истина». Критерий истины.
36. Рациональное познание и его формы.
37. Чувственное познание и его формы.
38. Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Общественная сущность сознания.
39. Научное познание и его специфические признаки.
40. Формы эмпирического и теоретического уровней научного познания.
41. Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.
42. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь.
43. Понятие общественных отношений, их генезис, сущность и структура.
44. Структура общественного сознания.
45. Идеология и общественная психология.
46. Проблема сознания в философии. Обыденное и теоретическое сознание.
47. Формы общественного сознания, их возникновение и развитие.
48. Эстетическое сознание.
49. Политическое и правовое сознание.
50. Нравственное сознание.
51. Религиозное сознание.
52. Проблема человека в философии. Человек, личность, индивид, индивидуальность.
53. Личность как продукт и субъект общественно-исторического развития.
54. Проблема жизни и смерти человека. Представления о смысле жизни.
55. Природное и социальное в человеке.
56. Личность и общество, характер сочетания их интересов.
57. Взаимосвязь природы и общества.
58. Культура как мера развития человека.
59. Технологические и социальные причины современного экологического кризиса и пути выхода из него. Проблема ноосферы.
60. Глобальные проблемы современности и основные пути их решения.
Все страницы