Шпаргалка по философии для поступающих в аспирантуру - 12. Философские взгляды Аристотеля.

12. Философские взгляды Аристотеля.

Аристо?тель (др.-греч. ???????????) (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 344 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Физика — наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.

«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.

Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.

Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.

Философия — это система научных знаний.

Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику.

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

1Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

2Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

3Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

1Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

2Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

3Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.



Оглавление
Оглавление
Шпаргалка по философии для поступающих в аспирантуру
2. Философское мировоззрение, его структура. Основной вопрос философии.
3. Функции философии, ее назначение. Философия в системе культуры.
4. Философия и наука: родство и различие функций.
5. Природа философских проблем.
6. Философия Древней Индии.
7. Философия Древнего Китая (конфуцианство, даосизм).
8. Милетская философская школа.
9. Элейская философская школа.
10. Сократ и его учение.
11. Платон и его философское учение.
12. Философские взгляды Аристотеля.
13. Средневековая философия (общая характеристика).
14. Философия эпохи Возрождения.
15. Научная революция и философия XVII-XVIII веков. Эмпиризм и рационализм.
16. Ф. Бэкон и его философское учение.
17. Философское учение Р. Декарта.
18. Философские взгляды Б. Спинозы.
19. Философские взгляды Д. Локка.
20. Философия Канта, её характерные черты.
21. Философская система и диалектика Гегеля.
22. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
23. Философия позитивизма и его исторические формы.
24. Основные направления зарубежной философии XX века.
25. Философия экзистенциализма.
26. Учение З. Фрейда.
27. Категория «бытие», её философский смысл.
28. Философское понимание материи.
29. Движение и развитие. Многообразие форм движения материи.
30. Пространство и время как всеобщие формы бытия.
31. Теория познания. Субъект и объект познания.
32. Социальное познание и его особенности.
33. Творчество и познание.
34. Проблема познаваемости в истории философии.
35. Философская категория «истина». Критерий истины.
36. Рациональное познание и его формы.
37. Чувственное познание и его формы.
38. Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Общественная сущность сознания.
39. Научное познание и его специфические признаки.
40. Формы эмпирического и теоретического уровней научного познания.
41. Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.
42. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь.
43. Понятие общественных отношений, их генезис, сущность и структура.
44. Структура общественного сознания.
45. Идеология и общественная психология.
46. Проблема сознания в философии. Обыденное и теоретическое сознание.
47. Формы общественного сознания, их возникновение и развитие.
48. Эстетическое сознание.
49. Политическое и правовое сознание.
50. Нравственное сознание.
51. Религиозное сознание.
52. Проблема человека в философии. Человек, личность, индивид, индивидуальность.
53. Личность как продукт и субъект общественно-исторического развития.
54. Проблема жизни и смерти человека. Представления о смысле жизни.
55. Природное и социальное в человеке.
56. Личность и общество, характер сочетания их интересов.
57. Взаимосвязь природы и общества.
58. Культура как мера развития человека.
59. Технологические и социальные причины современного экологического кризиса и пути выхода из него. Проблема ноосферы.
60. Глобальные проблемы современности и основные пути их решения.
Все страницы